Практическое применение дидактических игр.

Наш русский язык очень многозначен. Одно предложение, а точнее сказать одна фраза, одно высказывание могут менять свое значение только потому, что я буду произносить его с разными интонациями.

Сейчас я напишу на доске предложе­ние и произнесу его с шестью разными интонациями. При этом я покажу рукой и рисунком, как двигается мой голос. А вы определите, что я говорю.

Какф< сегодня погода 1 (Вопрос.)

Какая сегодня погода? (Переспрос.)

Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погожа! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погода ! (Вопрос.)

Какая сегодня погода? (Переспрос.)

Какая сегодня погода ? (Я не закончила говорить.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погода! (Положительная оценка.)

Какая сегодня погода! (Отрицательная оценка.)

Вы видите два положительных . высказывания, которые отличаются по уровням. Первое возможны на "королевском" и на "нашем" уровне, а второе — только на "дружеском".

Комплимент — дело сложное. Чуть-чуть ошибся — и может получиться смеш­но. Например, видит мальчик однокласс­ницу и говорит, желая сделать ей прият­ное: "Какая ты сегодня причесанная!" А она думает: "А вчера, что, была неприче­санная?" и обижается. Поэтому, кроме комплимента "Вы сегодня прекрасно вы­глядите!", который можно сказать всем и всегда (только помните об интонации), нам нужно определить, что можно похвалить у разных людей:

У мужчины; профессию, черты харак­тера, моложавость, спортивную форму.

У женщины: профессию, черты харак тера, красоту, моложавость, одежду, прическу, вкус, что она умеет делать (напри­мер, вкусно готовить).

У ребенка: учебу, умение что-то де­лать, черты характера, взросление, раз­ные принадлежащие ему вещи.

Давайте запишем разные комплимен­ты на "нашем" уровне:

Вы прекрасный спортсмен! Вы замечатель­ная актриса. Ты отличный ученик. Вы прекрас­ный (умный, добрый, отзывчивый, чуткий) че­ловек! Ты настоящий товарищ!

Вы очень молодо выглядите. Как ты вырос (ла)! Какой (ая) взрослый (ая) ты стал(а)!

У вас прекрасная спортивная форма! Какой у вас костюм! Вам очень идет эта прическа! У тебя великолепный велосипед! Как вы поете!

Посмотрите на комплименты, которые мы записали. Давайте выделим те, кото­рые можно произнести с "дружеской" интонацией.

Ответ на комплимент — тоже дело тонкое. Нельзя в ответ на слова "Как вы прекрасно сегодня выглядите!" говорить: "Да что вы, у меня всю ночь болел жи­вот!" Комплимент надо принимать без смущения и обязательно с улыбкой. На всех уровнях отвечают так:

Спасибо. Спасибо за комплимент. Мне очень приятно. Я могу сказать о вас то же самое.

И только в крайнем случае можно "не поверить": "Ну что вы!" или "Это только комплимент".

Устроим конкурс на лучший комплимент. Девочки по очереди выходят к доске, мальчи­ки (а потом и девочки) делают комплименты. Делимся на пары: мальчик — девочка. Вы давно не виделись. Поздоровайтесь — ска­жите комплимент — ответьте на него — спросите, как дела, — ответьте — попрощай­тесь. Начинают говорить мальчики.

Домашнее задание. На следующем за­нятии я попрошу вас рассказать о ситуа­ции, когда надо было извиниться, сделать комлимент. Расска­жите о ней. Какую форму извинения вы выбрали и почему?

Конец урока.

Контрольный этап(сравнение с контрольным классом)

Проводим урок во втором классе без использования игры:

Начало урока:

Помните, ребята, мы говорили о том, что этикет может быть нашим помощни­ком в разных ситуациях? Ну, например, когда нам бывает трудно сказать взросло­му, что он не прав, сказать взрослому "нет". Сегодня мы будем учиться изви­няться и отвечать на извинение.

Как вы думаете, ребята, если мы от­дельно возьмем слова "прости" и "изви­ни", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".

Перейти на страницу: 1 2 3 4