Практическое применение дидактических игр.

Рассмотрим практическое применение дидактических игр в процессе освоения знаний для урока по речевому этикету проводимого в начальных классах на тему " Извинение, комплимент и ответ на них" , который мы давали в 2-х классах в одном с применением игры в другом без ее применения. В завершающем этапе сравним качество усвоения материала школьниками в экспериментальном классе и в контрольном классе. Рассмотрим эксперимент поэтапно:

Начало урока:

Формирующий этап (предварительная беседа)

Помните, ребята, мы говорили о том, что этикет может быть нашим помощни­ком в разных ситуациях? Ну, например, когда нам бывает трудно сказать взросло­му, что он не прав, сказать взрослому "нет". Сегодня мы будем учиться изви­няться и отвечать на извинение. И поиграем в игру "Детектив" в которой мы будем участвовать в роли детектива.

Констатирующий этап (передача знаний)

Игра "Детектив". Предположим, что мы расследуем преступление. Неожиданно мы оказались свидетелями разговора двух людей, которых мы не видим. Наша зада­ча — определить, кто эти люди, сколько им лет, и объяснить, почему мы так решили.

- Ой, прости, я взяла твой зонтик. Мой сло­мался. - Пустяки! Хочешь, подарю?

- Здравствуйте. Это говорит Марина. Из­вините за поздний звонок, но мне очень нужна Аня. — Пожалуйста. Я сейчас ее позову.

- Люд, прости. Это я съел твое пирожное. — Да ладно! Я уже забыла.

— Извините, что я без звонка, но ваш номер телефона был все время занят! - Ничего. Мы ждали вас.

Как вы думаете, ребята, если мы от­дельно возьмем слова "прости" и "изви­ни", какое из них "тяжелее", серьезней? Правильно, "прости". "Прости" говорят, когда серьезно обидели человека, сделали ему больно. Если же ты нечаянно задел друга рукой, в этой ситуации подходит "легкое" слово "извини".

Какие два слова чаще всего поднима­ют нашу речь на "королевский" уровень? Да, это слова "позвольте" и "разрешите".

Позвольте мне извиниться перед вами. Разрешите мне принести вам свои извинения. Приношу свои извинения.

На "королевском" уровне мы не объ­ясняем причину наших извинений.

На "нашем" уровне мы можем это объяснить. Это можно сделать, рассказав всю ситуацию. Например, что сломался будильник, а мама не успела отнести его в починку, и утром вы проспали вместе с мамой. Но чаще всего объяснения быва­ют очень короткими. Например, "извините за беспокойство". А за что еще прихо­дится часто извиняться? Давайте запи­шем эти причины на доске.

Извините беспокойство опоздание

неожиданный приход ранний звонок

Можно извиняться и без указания причины, если неловкость произошла только что (например, вы наступили чело­веку на ногу). Тогда вы просто скажете:

Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста.

На "дружеском" уровне и извинение будет дружеским:

Не сердись на меня! Я не хотел тебя обидеть! Тысяча извинений! Я больше не буду! (Тик говорят дети.)

А вот ответ на извинение:

Я принимаю ваши извинения. Я прощено нас. Не стоит извинений. Пожалуйста. Ничего. Не стоит. Да что вы! Пустяки! Мелочь! Какие пустяки! Да ладно!

А сейчас разделитесь на пары. Один из вас играет роль самого себя, а вто­рой — своего папы или своей мамы. Каж­дой паре я даю карточку, на которой на­писана та или иная ситуация. Задача ребенка — попросить прощения или изви­ниться перед "взрослым", задача "взрос­лого" — ответить на извинение. А все ос­тальные пытаются догадаться, что напи­сано на карточках.

Итак, вот причины для извинения: взял мамину чашку: толкнул маму, кото­рая несла чашку с горячим чаем, мама обожглась; позвал маму в пятый раз; чи­тал до часу ночи, а утром опоздал в шко­лу; взял деньги без разрешения; разбил любимую бабушкину вазу; обещал позво­нить, но не позвонил, дома страшно бес­покоились,

А теперь представим себе ситуацию. Вы уезжали на две недели и не смогли поздравить своего друга с днем рожде­ния, Сейчас вы приехали и хотите изви­ниться и поздравить его "задним числом" с прошедшим праздником. Это можно сделать письменно и устно, по телефону. Кто больше любит звонить? Где ваш те­лефон? Трубку поднимает бабушка.

Кто больше любит писать? Я ваш се­кретарь. Продиктуйте мне записку, я пе­чатаю .

Перейти на страницу: 1 2 3 4