Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ФОРМИРУЮЩЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ.

В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-педагогических условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно способствовали расширению диапазона деятельности различных процессов и видов творческого мышления, т. е, его развитию

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхлждения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

В классе царила атмосфера сотрудничества в ходе выполнения коллективных и совместных с родителями творческих работ. Дети понемногу приучаются работать парами, группами, выполняют коллективные работы. Поскольку самостоятельное распределение деятельности в коллективе-одна из самых больших трудностей, учитель вводит детей в совместное творчество постепенно. В этом смысле даже механическое соединение разрозненных композиций на этапе их итогового просмотра имеет большое значение. Такой прием можно использовать, в частности. соединяя в один большой ковер кусочки "отдельных ковров осенних листьев"

В ходе исследования предусматривались задания. Связанные с обогащением чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений. Их обогащение через целенаправленное визуальное восприятие-один из главных компонентов нашей программы.

Серию уроков проводили под девизом "Готовимся к встрече Нового года".Но изготовление новогодних поделок отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и предметов оформления используются для включения некотрых дизайнерских идей: прежде всего той,что вещи имеют характер и настроение; это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью специфических материалов и способов работы.

Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем основываются процессы творческого дизайнерского мышления.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения ребенка в школе.

В нашем исследовании мы на практике использовали программу раздела для 2 класса.

Данная программа, разработанная и частично опробированная на практике опирается на следующие принципы, обоснованные Н.М.Конышевой.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11