Генезис программированного обучения

5. Настоящая программа представляет пример линейной (перехо­дите к рамке 6), разветвленной (рамка 7), смешанной программы в шеффилдском варианте (рамка 8).

6. Ваш ответ: «Изучаю линейную программу». Но ведь вы даете отве­ты не только путем их подбора, но и с помощью их распознавания. Вернитесь к рамке 5, заново прочтите ее и найдите правильный ответ.

7. Ваш ответ: «Изучаю разветвленную программу». Но разве можно считать первую рамку типичной для разветвленной программы?

Вернитесь к рамке 5 и найдите правильный ответ.

8, Ответ: «Изучаю смешанную программу в шеффилдском варчинтг». Оченьхорошо. Переходите к рамке 9.

9. Линейную, . и . (шеффилдский вариант) программы критикуют за то, что они не учат учащихся разрешать проблемы. Конец шеффилдской программы

разветвленную; смешанную

Блочный метод

Основу блочного метода смешанного программирования, называемого также варшавским, составляют следующие положения:

• Классическое программированное обучение, образо­ванное концепциями Скиннера и Кроудера, может исполь­зоваться в образовании исключительно как дополнитель­ный метод, один из многих, но не единственный. Оно особенно эффективно для ознакомления учащихся с пас­сивными знаниями, овладение которыми требует от них главным образом запоминания. Кроме того, им можно пользоваться при закреплении знаний, а также при кон­троле и оценке степени овладения ими.

. • Тексты, программируемые с помощью линейного, разветвленного и шеффилдского методов, могут оказаться полезными для борьбы с отставанием учащихся в учебе, для устранения пробелов, возникших в изучаемом ими материале.

• Классические программы, построенные главным обра­зом согласно бихевиористской схеме С — Р (стимул _ реакция), не позволяют развивать самостоятельное, крити­ческое мышление учащихся даже в области тех дисциплин, которые, как, например, математика и грамматика, особен­но пригодны для программирования.

Справедливость перечисленных выше положений была проверена в ходе эмпирических исследований, результаты которых частично опубликованы.

Из третьего положения, содержание которого касается проблемы, имеющей

Рис. 4. Схема блочного программирования

фундаментальное значение для школы, следует вывод, что этим текстам следует придать такую форму, чтобы, пользуясь ими, мож­но было в максимальной мере формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. В связи с этим нужно предпринять попытку замены классических про­грамм программой более гибкой и всесторонней, учитываю­щей разнообразие действий, определяющих процесс уче­ния, программой, которая бы обеспечила учащимся выпол­нение разнообразных интеллектуальных операций и опера­тивное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16