Содержание экологического образования и его основные компоненты

Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования экологической культуры младших школьников [9.136].

I

.4.

Современные подходы к содержанию экологического образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания.

В современной научной литературе так же подчеркивается объективная необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом образовании.

Целесообразность использования современного подхода к решению задач экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных, Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.

Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что, несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его отдельных аспектов [5.58].

Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному объекту исследования необходимо:

-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь между ними, характер взаимодействия;

-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его развитие;

-составить его обобщенные интеграционные характеристики;

-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее частными компонентами;

-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить его поведение и развитие в этих системах;

-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает, что современный подход в экологическом образовании – это особая исследовательская позиция, способ восприятия действительности, характеризующийся тем, что:

а)анализируемый объект рассматривается как система;

б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним окружением, средой;

в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой целевой структуры [4.146].

В научной позиции современный подход выполняет функции средства объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности явлений:

1)принцип гуманизации;

2)принцип единства;

3)принцип междисциплинарности;

4)принцип интеграции;

5)принцип комплиментарности;

6)принцип природоспособности;

7)принцип прогностичности.

Принцип гуманизации

исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13