Содержание экологического образования и его основные компоненты

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

-состояние и достижения экологической науки ;

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [5.45].

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников [9.81]:

1)повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;

4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

5)использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзмов;

6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы [1.34].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8