Содержание экологического образования и его основные компоненты

Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

Принцип единства

(взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинаности

предполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.

Принцип интеграции

естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно, что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника.

Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического образования будет успешной только при строгом соответствии экологического образования психическому процессу, законам развития организма человека, т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.

Принцип прогностичности

ставит перед теоретической и практической парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса взаимодействия человека и общества с природной средой.

Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.

Принцип комплементарности

позволяет точно охарактеризовать становление и развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях предметной структуры современного школьного обучения.

В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-природа».

В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем, осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности, выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде [10.84].

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14