Содержание экологического образования и его основные компоненты

Введение

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в республике практики экологического образования и воспитания.

Целью моего исследования является: исследовать содержание современного экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь и выявить его значение;

2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить их значение;

3.Исследовать технологии использования различных компонентов экологического образования в начальной школе.

4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников.

Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание экологического образования и его основные компоненты».

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу, человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.» [1.64].

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования школьников» дал четкое определение экологическому образованию: «Экологическим образованием

– называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [3.12].

В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

Определены суть и значение экологического образования, даны советы учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное обучение.

Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу «Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс экологического образования. Авторы составили исторический аспект экологического образования, стратегии экологического образования в мире: «Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования». Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных мероприятий.

В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы экологического образования младших школьников» показано о необходимости экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью различных форм и методов [6.13].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6