Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.

Все учащиеся с данным заданием справились. Однако такие слова как : объединять, шершавый, вывали у учащихся затруднения.

Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения понятий в обоих классах сравнительно одинаков.

Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.

Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Оценка результата.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)

Таблица 2.1.13

Сравнительный анализ уровня развития пассивного словарного запаса учащихся.

Наименование показателей

Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса

Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса

Очень высокий

3

1

Высокий

8

7

Средний

8

12

Низкий

1

0

Очень низкий

0

0

Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза, то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно. В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит предложения.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим школьникам третья методика

Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6