Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Речевая готовность ребенка к школе как основа дифференцированного подхода в обучении младших школьников" было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 1- х классов общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана. Экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2001 учебного года и предусматривала 3 этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе.

Целью второго этапа являлась разработка содержания и проведение дифференцированного обучения с учащимися 1 «Б» класса общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана.

Цель третьего этапа исследования – выявить индивидуально-психологические, и уровень речевого изменения при создании благоприятных условий обучения в 1 классе.

Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня:

1. Коммуникативных способностей.

2. Речевой подготовки .

Для комплексной оценки и выявления уровня развития коммуникативной сферы учащихся первых классов были выбраны следующие методики:

¨ Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),

¨ Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),

¨ Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

Уровень развития общительности был проанализирован в процессе игровой деятельности учащихся, оценивался по следующим критериям:

10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

9 баллов – очень активный, то есть вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

8 баллов – активный, то есть идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов – скорее активный, чем пассивный, то есть участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

6 баллов – трудно отдать предпочтение активный или пассивный, то есть позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, но и участвовать не отказывается.

5 баллов – скорее пассивный, чем активный, то есть иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

4 балла – пассивный, то есть только иногда не участвует в играх и общении когда его настойчиво приглашают.

3 балла – очень пассивный, то есть не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на игры сверстников.

Таблица 2.1.1

Характеристика развития общительности первоклассников на начало обучения.

Наименование показателей

Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса

Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса

сверхактивность

4

2

очень активный

2

1

активный

3

1

средне активный

3

2

умеренно активный

6

8

пассивный

1

3

очень пассивный

1

3

замкнутый

0

1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6