Выбор методов обучения

- Looking Glass, в основу сюжета которой легла работа крупной международной компании по производству стекла. В ходе игры участники (21 человек) исполняют роли высших руководителей организации. В качестве начальной информации они получают описание работы компании и ее годовой отчет с основными показателями деятельности, затем участники расходятся по комнатам-«офисам», каждый занимает свой рабочий стол с телефоном, соединенным с телефонами остальных участников, и корзиной для служебных записок. В таких условиях каждый участник самостоятельно выбирает свой образ действий. После окончания игры участники собираются на общее собрание, им объявляют финал сюжета, сообщают финансовые показатели, следующие из принятых решений. Заключительный день игры посвящен обратной связи: участники получают данные психологического тестирования, характеристики своего образа действий в ходе игры, высказывания всех игровых коллег. Обратная связь дает обширный материал для самоанализа и самооценки, позволяет увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить области профессионального развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ (КЕЙСЫ)

Метод изучения практических ситуаций был разработан в 80-ые годы в Гарварде и сейчас широко применяется при профессиональном обучении в различных дисциплинах. Данный метод представляет собой «глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, которое выполняется, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства»[15]. На начальном этапе обучения участники объединяются в группы и знакомятся с ситуацией, которая может быть представлена в следующих вариантах:

· классический развернутый вариант;

· сокращенный вариант;

· видеоматериал;

· случай из жизни;

· случай, предложенный участником;

· случай, представленный в виде диалога;

· анализ решения, уже принятого в конкретной ситуации.

При этом важно, чтобы сама ситуация отвечала ряду требований:

- реалистичность проблемы (в основе – реальная проблема, основанная на практике одной или нескольких реальных фирм);

- учебный характер (ситуация предполагает применение отрабатываемых навыков, изучаемых моделей);

- наличие сюжета, интриги.

После изучения фактов происходит обсуждение, дискуссия в группах и выработка группового решения, а также его анализ и оценка.

Преимущества метода практических ситуаций:

· позволяет участникам познакомиться с опытом других организаций;

· способствует развитию практических навыков принятия групповых решений, эффективного обсуждения, разработки стратегий и тактики;

· конкретизирует изученные теоретические подходы и модели управленческих действий.

Недостатки метода практических ситуаций:

· на изучение ситуации и обсуждение уходит достаточно много времени;

· со стороны участников может возникнуть сопротивление, поскольку в традиционном обучении обычно не побуждают думать самостоятельно;

· в ходе обсуждения участники могут отклониться от основной темы, решая какой-либо вопрос, не работающий на принятие основного решения;

· требует от обучающихся определенного уровня профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты с помощью других методов обучения.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике бизнес-обучения как альтернатива традиционным методам обучения. Интерактивным обучением называется освоение учеником опыта, основанное на взаимодействии.

В данном случае преподаватель не дает готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношение меняется его роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задача – создать условия для их инициативы. Активность участников может быть трех видов:

· Физическая: участники меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, делают рисунки и т.д.

· Социальная: участники задают вопросы, сами отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, обсуждают, дискутируют и т.д.

· Познавательная: участники вносят дополнения и поправки в изложение преподавателя, выступают как один из источников профессионального опыта, сами находят решение проблемы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7