Выбор методов обучения

В современной практике тренингов используются т.н. «мини-лекции», представляющие собой краткий рассказ, изложение сведений, информационное введение в тему. Иногда монолога просто не избежать: например, при сообщениях о свойствах нового продукта, ситуации на рынке, изменениях в компании и т.д. Если задача обучения – освоение навыков или изменение отношений (а не получение большого количества теоретических знаний) лекция сводится к рассказу на 10 –15 минут.

Для повышения эффективности лекций специалисты используют следующие средства:

* четкое и ясное для слушателей структурирование занятия и рациональное дозирование материала в каждом из разделов;

* образная речь с примерами и сравнениями;

* использование наглядных пособий, схем, таблиц, моделей, графиков;

* применение риторических и уточняющих понимание материала вопросов;

* простой, доступный язык;

* обращение к таким техническим средствам обучения, как слайды, видео и аудио записи (Влияние использования различных технических средств на эффективность обучения представлено в приложении 5 [37]).

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающегося - в ходе игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании. Деловые игры позволяют решать следующие задачи:

· определить индивидуальные и коллективные способности и профессиональную подготовку обучающихся;

· повысить интерес участников к обучению;

· наглядно представить реальную ситуацию на предприятии, определить возможные стратегии управления им и получить результат принятых решений;

· приобрести навыки принятия решений, разрешения конфликтов и т.д. в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности;

· активизировать творческий потенциал человека, сделать обучение интенсивным и более результативным.

Деловые игры являются очень эффективным методом профессионального обучения с точки зрения выработки практических, управленческих (составление планов, проведение совещаний, переговоров, принятие управленческих решений и т.п.) и поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество). Это не просто способ оживления обучения, игра представляет собой сочетание вовлеченности, физической активности с моделированием, проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок.

Однако игры не лишены недостатков:

· менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями;

· дорогостоящи;

· требуют специальных навыков;

· требуют довольно много времени на организацию и проведение;

· требуют участия специально подготовленных инструкторов.

Деловые игры очень многообразны, их можно систематизировать по нескольким признакам. Для целей данной работы мы рассмотрим типы игр, выделяемые по способу работы участников.

Ролевые игры

Ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает участникам возможность:

· исследовать свое «естественное», привычное поведение;

· выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов;

· освоить действия, необходимые на рабочем месте.

В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли (обычно это: менеджер, сотрудник, клиент, секретарь и т.д.), которые, как правило, приближены к реальности конкретной компании и берутся из непосредственного рабочего окружения. При этом четкие правила не оговариваются, т.к. подразумевается, что каждый участник будет действовать, исходя из своей роли. Кроме непосредственных участников, в игре могут присутствовать наблюдатели, которые молча следят за развитием событий и вступают в действие уже в ходе анализа игры. Значительно повышает эффективность игры использование видеосъемки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7