1.1. Концепция современных проблем образования

1. Формирование интеллекта личности, воспроизводство интеллекта общества, подчинение интеллекту природы.

2. Формирование природно-производственной базы (ППБ) личности, подготовка к формированию, укреплению и развитию. ППБ общества и природы.

3. Формирование и укрепление здоровья личности, общества, природы.

4. Формирование и совершенствование самоорганизованности личности, формиро­вание отношения к организованности об­щества, гармонии природы.

5. Формирование и укрепление самодис­циплины личности, формирование отноше­ния к дисциплине общества, регулирова­нию в природе.

Рассмотрим параметры главной цели человека-личности.

1.

Интеллект.

Один из главных ком­понентов цели воспитания — формирова­ние интеллекта личности, способного хра­нить, приобретать и накапливать знания объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного само­управления и управления, заключающего­ся в сознательном приспособлении к быст­ро изменяющимся условиям.

Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития интеллекта личности, интеллекта общест­ва, а также обосновывает необходимость изучать объективные специфические и об­щие законы природы, общую теорию сис­тем, универсальную теорию управления, точные и естественные науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся средствами формирования интеллекта.

2.

Природно-производственная ба­за.

Формирование ППБ личности, подго­товка, формирование и сохранение ППБ общества и природы означает формирова­ние личности, способной строить искусст­венные технические системы на основе знаний специфических объективных зако­нов природы: физических, химических, би­ологических и др. и воспроизводить при­родные объекты биосферы (физический, растительный и животный мир).

Эта подцель обусловливает необходи­мость воспроизводить и поддерживать в нормальном состоянии ППБ личности, ППБ общества и природы и служит основа­нием для изучения точных (математичес­ких и естественных) наук: физики, химии, биологии, астрономии и др., а также обще­ственных наук, базирующихся на общих объективных законах существования: есте­ственного права, универсальной теории уп­равления, общей теории систем.

3.

Здоровье.

Поскольку здоровье от­ражает физическое и духовное состояние личности, общества, природы, их устойчи­вость, то для полноценной жизнедеятель­ности личности, для поддержания устой­чивости общества и поддержания здоровья природы, обществу необходимо непрерыв­но и сознательно создавать и поддерживать здоровую личность, умеющую сохра­нять своё здоровье, здоровье общества и природы.

Эта подцель диктует необходимость изучать общие объективные законы приро­ды — законы существования, биологии, физиологии, медицины, экологии, сохране­ния здоровья природы, а также необходи­мость заниматься физической культурой, всеми видами оздоровления.

4.

Самоорганизованность — орга­низованность.

Чтобы правильно само­управляться и управлять, обществу необ­ходима организованная личность, умеющая выполнять функции организации и адапта­ции как по отношению к себе, так и по от­ношению к обществу и к природе.

Эта подцель служит основанием, что­бы создавать условия и находить средства, воспитывающие это качество.

5.

Самодисциплина-дисциплина.

Правильное самоуправление и управление требует от общества волевой личности, умеющей строить свои взаимоотношения с обществом и природой в соответствии

с объективными законами существования.

Эта подцель служит основанием для целенаправленного воспитания силы воли в соответствии с этическими и моральны­ми нормами, выработанными человечест­вом за время его существования (добро, со­весть, гуманизм), а также основанием для изучения экологии, бережного отношения к природе, соблюдению норм и правил по­ведения в обществе и природе.

Адаптивно-гомеостатические показа­тели (АГП) природы не зависят от сознания и воли человека и не формируются им. АГП природы должны быть приняты человеком как категорический императив. АГП целе­вых параметров личности и общества цели­ком находятся в руках общества. Они должны быть определены для каждого пе­риода развития человека в соответствии с объективными законами существования. Определить адаптивно-гомеостатические показатели целевых параметров социаль­ных систем «личность», «общество» — су­перважная задача для человечества, по­скольку АГП целевых параметров личности, общества, природы — это те нормы, правила, законы-стандар­ты, которые должны стать критериями воспитания, а значит, кри­териями нормального функционирования общества.

Очевидно, что обучение служит средством формирования, т.е. средством воспитания и образования. Это значит, что воспи­тание и обучение нельзя ставить в один ряд, как это сделано в За­коне «Об образовании».

Итак, в иерархии анализируемых понятий определяющим яв­ляется воспитание и трактуется оно как управление формирова­нием личности. Образование — одно из составляющих процесса воспитания, цель которого — формировать интеллект человека, общества. Обучение — средство образования и воспитания.

Перейти на страницу: 1 2 3