1.1. Концепция современных проблем образования

Три года назад на заседании коллегии министерства была принята программа воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Рассмотрим эту программу с точки зрения универсальной теории самоуправ­ления и управления, представленной в монографиях Дианы Мехонцевой, профессора Красноярского государственного технического университета, автора «Самоуправление и управление: вопросы общей теории сис­тем» (Красноярск, 1991)и «Универсаль­ная теория самоуправления и управле­ния» (2001).

Для этого кратко воспроизведём ос­новные положения универсальной теории самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием теории воспитания (они раскрыты в статье «Обу­чающая система как упорядочено устойчивая самоуправляемая и управляемая це­лостность» (Школьные технологии, 2001, № 6). В основу этих теорий положен сис­темный подход. Вот наш вывод:

Все объекты материального мира являются системами

(слово «система» оз­начает порядок, отсутствие хаоса).

Общие свойства всех объектов ма­териального мира:

а) упорядоченность;

б) устойчивость;

в) целостность;

г) взаимодействие.

Проанализировав два последних свой­ства системы — «взаимодействие» и «цело­стность», она доказывает, что взаимодействие носит целенаправленный характер, а целостность представляет единство трёх частей: управляющей, управляемых и связей.

Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое (целостность) и как часть другой — выше­стоящей системы, следует, что объек­тивной целью системы как целого является тот конечный результат (целостность, упо­рядоченность, устойчивость — самосохра­нение), который закодирован при рожде­нии любой системы в виде программ со­хранения, на достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет функции по отношению к выше­стоящей системе, частью которой она явля­ется, также закодированные при рожде­нии в виде соответствующих функцио­нальных программ.

Наличие объективной цели в любой системе предполагает средства и критерии достижения этой цели. Средствами достижения главной и функциональной целей си­стемы (средствами существования систе­мы) являются самоуправление и управле­ние соответственно, а критериями сущест­вования являются индивидуальные адаптивно-гомеостатические (норматив­ные) показатели общих целевых парамет­ров системы. К общим целевым параметрам главной цели системы относятся: интел­лект (управляющая — программирующая часть системы); природно-производственная база (ППБ); здоровье; самоуправле­ние — управление (самоорганизован­ность — организованность, саморегулиро­вание — регулирование). К общим параметрам функциональной цели этой сис­темы относятся вышеназванные параметры главной цели вышестоящей системы.

В теории показано также, что целост­ность любой системы составляют три не­равнозначные части: управляющая, управ­ляемая и связи. Эти три части системати­зированы в две: первая основная часть — интеллект, вторая — природно-производственная база.

Взаимосвязь между целями одной и той же системы (закон сохранения систем) выражает условие существования системы. Условие существования любой систе­мы - одновременная реализация главной и функциональной целей системы посредст­вом самоуправления и управления. Все при­родные системы подчиняются этим законам. Таким образом, закон сохранения си­стем (закон жизни) и закон целесообразно­го и оптимального самоуправления и уп­равления — это объективные законы суще­ствования. Они и должны служить основанием теорий любых общественных наук, в том числе педагогических.

На основе объективных законов су­ществования в монографии «Научное обос­нование теории воспитания как управле­ния формированием личности» (Красно­ярск, Изд-во Краснояр. ун-та, 1998), а также в статье «Объективная цель воспи­тания — формирование самоуправляемой и управляемой личности» (НО, 2001, № 8) дано научное обоснование теории воспита­ния. Доказано, что объективная цель воспитания — искусственно-сознательное формирование в человеке адаптивно-гомеостатических (нормативных) показателей параметров главной цели человека-личнос­ти и подготовка его к выполнению функ­ций, направленных к тому, чтобы сохра­нить общество и природу (сознательное формирование адаптивно-гомеостатических показателей параметров функциональ­ной цели). Иными словами, объективная цель воспитания — формировать само­управляемую и управляемую личности. Общество может считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие от субъективной цели, предло­женной общественными науками, объек­тивная цель воспитания учитывает не толь­ко потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К целевым па­раметрам личности относятся: интел­лект, природно-производственная база, здоровье, самоорганизованность, само­дисциплина как своей, так и вышестоя­щей системы (общества, природы).

Поскольку жизнеспособность систе­мы определяют все пять параметров в сово­купности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей цели.

Перейти на страницу: 1 2 3