Нетрадиционные уроки в начальной школе

Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательны, считает Г.И.Модылевская.

И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию.

За годы работы в школе учитель Модылевская дала много открытых уроков по внеклассному чтению, полностью разработанных ею.

В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников.

Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.

Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств ¾ альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы ¾ литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает

принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-лаборатории № 351 Москвы.

Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся I-IV классов общеобразовательной школы было составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

Таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по системе 1-4) и в ІІІ классе (по системе 1-3) на учебный месяц.

Неделя

Обучение грамоте

ИЗО

Музыка

1 класс (1-4) Апрель

1

Повторение изученного.

«Зверь на букву Ю».

Аппликации.

Домашние животные ¾

кошки. Какими красками их можно раскрасить?

В.Калинников,слова народные. «Киска»(возможна инсце-нировка);Е.Тиличеева «Котик и козлик» ¾ слушание; беседа с учащ.

2

Стихи и рассказы о кос-монавтах (по выбору учи-теля и желанию уч-ся)

Рисование ракеты.

Песни о космонавтах ¾ слушание; беседа с уча-щимися.

3

Закрепление пройденного. «Ты эти буквы заучи».

Рисование предметов на любую букву алфавита.

Г.Фрид «Песенка о бук-вах» ¾ слушание; испол-нение; беседа с уч.

4

М.Пришвин «Предмайское утро».

Рисование по представлению на тему «Весенний день».

Е.Тиличеева «Майская песенка» ¾ слушание; беседа с учащимися.

ІІІ класс (1-3) Сентябрь

1

Стихотворение о столице.

«Русское зодчество» ¾ рисование по памяти Московского кремля.

Песни о Москве ¾ исполнение; беседа с учащимися.

2

Русские народные песни.

Выполнение простейших эскизов-орнаментов.

Движение под музыку. Игра «А мы просо сеяли».

3

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»

«Сказка в декоративном искусстве». Знакомство уч-ся с творч. худож.

живописи из Палеха.

Слушание русских народных песен; уч-ся подбирают музыку к сказке; беседа.

4

«Садко» (отрывок).

Беседа по картине И.Репина «Садко».

Н.Римский-Корсаков «Садко» ¾ слушание отрывка из оперы; беседа.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12