Нетрадиционные уроки в начальной школе

Все указанные особенности развивающего обучения проявляются в уроке, как основной форме организации обучения в начальной школе. Структура, содержание, способы организации будут существенно изменяться от вида обучения и его технологии. Так, например, структура урока в развивающей системе Л.В.Занкова будет, по-видимому, повторять структуру «слоеного пирога», реализованную в содержании обучения, т.е. для урока характерно решение нескольких разнопредметных задач. Для развивающего обучения Д.Б.Эльконина¾В.В.Давыдова структура урока будет совпадать со структурой учебной деятельности, основными компонентами которой являются введение в ситуацию и выделение учебной задачи, организация учебной деятельности по решению учебной задачи, состоящей из определенных учебных действий.

Развивающее обучение ¾ особый вид нетрадиционного обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина ¾ В.В.Давыдова предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного, традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей немолодых), то сиситема Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта методика формирует и развивает все мыслительные операции ¾ классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере. И главное, гарантирует преемственность со средней школой.

С 1993/94 учебного года нетрадиционную методику преподавания математики в начальных классах Н.Б.Истоминой взяли на вооружение учителя калужской средней школы №5. Как и все новое, работа по системе Н.Б.Истоминой, вызвала у учителей ряд трудностей: необходимость изготовления большого количества наглядного материала, необычный подход к ответам учащихся ¾ выслушать и обсудить мнение всех ¾ подвести класс к верному решению.

Необходимо подчеркнуть, что никакого специального отбора детей в экспериментальный и контрольный классы не было. В течение первого учебного года заместитель директора и школьный психолог неоднократно посещали уроки учителей, работающих по новой методике, сравнивали их с традиционными. И выяснили, что в экспериментальном классе наиболее ярко проявились индивидуаль-ные особенности мышления учащихся, развитие навыков само- и взаимоконтроля.

В конце І класса была предложена работа по методике Л.И.Переслени и Л.Ф.Чупровой, включающая задания на все три мыслительные операции:

Субтест 1 (на классификацию)

Подчеркни лишнее слово:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест 2 (на аналогию)

1. Огурец Гвоздика

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10