Методические  рекомендации  к  организации  и  содержанию  занятий  по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.

2) постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

3) повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы а кулак, выпрямить, положить руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;

4) руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями ("звонок");

5) руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

6) фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.п.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны (М.М. Кольцова, 1973г.).

Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В.Цвынтарного, И.Лопухиной, М.С.Рузиной, Н.В.Новотворцевой и др.

Активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости раскрутить и закрутить крышку посуды, причем диаметр крышек может варьироваться, например, от 70 мм до размеров крышки от тюбика с зуб­ной пастой. Весьма полезно для ребенка научиться самостоятельно поль­зоваться всеми видами бытовых выключателей - кнопочных, рычажковых, клавишных и т. д Для формирования так необходимого в рисовании трех­точечного карандашного захвата деятельность 1-го, 2-го и 3-го пальцев имеет определяющее значение. Мы можем включить в качестве упражне­ния для развития захвата открывание и закрывание дверных замков. Ос­воение различных типов бытовых приборов имеет большое значение и с точки зрения самообслуживания, что весьма существенно для данной кате­гории детей. Кроме того, нарушения онтогенетического развития предмет­ной деятельности ребенок с ДЦП компенсирует через такие упражнения. Бытовые выключатели, телефонные диски удобны в использовании, если их закрепить на специальном стенде. Безусловно, что игрушки с клавиша­ми или игрушки, приводимые в движение с помощью механизмов в виде рычагов, кнопок и т. д. полезны детям с нарушенным тонусом мышц, так как заставляют ребенка регулировать силу нажима. Очень полезно, с точки зрения формирования взаимодействия обеих рук освоение разных видов застежек (особенно пуговиц) на одежде. В кабинете воспитателя среди ме­тодических пособий должны быть игрушки и предметы с различными за­стежками.

Характерные для детского церебрального паралича нарушения, связан­ные с точностью попадания, корригируются на занятиях с соответствую­щими упражнениями. Например, мелкие предметы - бусины, горох, кру­пинки, зерна злаков, фасоль, камешки, спички и т. д. - должны быть поме­щены ребенком в сосуд с узким горлом. Чтобы у старшего дошкольника это занятие не вызывало скуку, можно устроить соревнование. Начинать следует всегда с более простых заданий - бусинки крупнее, горлышко -шире.

Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С уче­том этого должны подбираться и игрушки, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру.

Одной из серьезных проблем при ДЦП является нарушение стереогноза. Его нару­шения корригируются также тренировочными упражнениями хорошо из­вестной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, кото­рые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и письму, является, естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику. Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие моторики ребенка, можно предложить упражнения на форми­рование направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «сле­дов» обведенной карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения пальцев. Например, 1-й палец находится под пря­мым углом к 4-м остальным, тесно прижатым друг к другу. Или все паль­цы разведены как можно шире. Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих рук. Начинать тренировку сле­дует со здоровой, или более сохранной руки, а затем подключать паретическую. В игровую деятельность данной категории необходимо включать взаимодействие с предметами, имеющими определенную пространствен­ную взаимозависимость: посуда, мебель и т. д. Предложенные выше уп­ражнения легко включить в повседневную работу воспитателя с дошколь­ником, страдающих ДЦП, они доступны и могут применяться родителями в домашних условиях. Улучшение двигательной деятельности ребенка на­ступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематиче­ски, направленно и планомерно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5