Методические  рекомендации  к  организации  и  содержанию  занятий  по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.

Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала дефектолог обводит кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дает ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются поло­тенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком).

Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздейст­вует на нервную систему и внутренние органы.

Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнас­тикой следующий комплекс.

- Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

- потряхивание руки по методике Фелпса;

- круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ла­донной поверхности);

- отведение - приведение кисти вправо-влево;

- спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

- вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

- сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;

- поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;

- круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка

- поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;

- разминание каждого пальца вверх-вниз;

- отведение и приведение всех пальцев;

- сгибание пальцев по фалангам;

- противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)

- соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;

- "фига" между всеми пальцами;

- расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога фиксирует руку ребенка в области локтя. похлопывание кистью ребенка по руке массажиста

- противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

- интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2 пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;

- использование щеточного массажа;

- поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

Дошкольникам с легкой формой ДЦП , с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.

- надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;

- растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;

- растирание ладоней движениями вверх-вниз;

- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;

- разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;

- массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через дру­гой, одной руной, затем другой;

- надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево;

- разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль (рецепт дан в Приложении). Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.

М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают выполнить такой комплекс упражнений:

1) разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5