Методы поиска и исследований в преподавании физики

Научить учащегося всему , что понадобится в жизни , невозможно , но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания , научить уметь их применять на практике , работать с книгой.

Известно, что знания постоянно должны пополняться , что на уроке не только передать их , но и сформировать умение и потребность учиться , черпать сведения из разнообразной литературы , в первую очередь , из учебника.

Первое , что необходимо сделать , чтобы поднять эффективность , результативность урока , я считаю , нужно увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.

Не секрет же, на сообщение-объяснение нового материала, на устные опросы иногда тратим слишком много времени. В итоге мало времени остается на самостоятельную работу, а работа с учеником переносится на дом.

Второе, важным условием для повышения эффективности работы является расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее по частям на отдельных уроках .

Считаю ошибочным то, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат : т.е. дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующее утро уже проводим опрос. А учащиеся еще ничего не успели освоить, для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого , которой еще не было.

А опыт показывает, что оправдывает себя проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей темы на нескольких занятиях. Учебные темы нужно давать крупными блоками.

Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет :

1 Воспринять единую картину изучаемых явлений.

2 Как следует понять, усвоить и закрепить.

3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.

Вариант такой системы преподавания:

1 этап:

На первом занятии по теме объясняю ее содержание в целом. Урок провожу в форме лекции. Особое внимание уделяю разъяснению основного, главного.

2 этап:

В след за лекциями провожу семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал, выполняют упражнения.

3 этап

: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы и другие практические работы.

4 этап

: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний.

5 этап:

Зачет, здесь проверяется усвоение учебного материала.

6 этап:

Завершающий урок – урок интересных сообщений – рассматривается практическое применение изученного материала.

Эту методику работы можно показать на примере любой темы программы.

Например: атом и атомное ядро.

1. Основные знания, которыми должен овладеть учащийся:

· Понятие: атомное ядро, ядерная модель атома, ядерные силы, ядерные реакции, энергия связи ядра атома, радиоактивный распад, цепные реакции, термоядерные реакции, элементарные частицы

· Постулаты Бора

· Закон радиоактивного распада

· Практические применения: устройств и принципа работы ядерного реактора

2. Основные умения и навыки

· Определять продукты ядерной реакции на основе Законов сохранения электрического заряда и массового числа

· Рассчитать энергетический выход ядерных реакций

Перейти на страницу: 1 2 3 4