Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.

Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам не­приятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заго­товив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.

В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатич­ные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, класс­ного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите ва­шего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему пове­дению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или не­симпатичен (задача—он не должен суметь это определить)».

Поговорите с провинившимся учеником (ситуации придумыва­ют участники кружка в самых разнообразных психолого-педагоги­ческих срезах; в роли ученика—также участники тренинга). На полезность таких упражнений в свое время указывал А. С. Ма­каренко. «Я представляю,—писал он,—что в педагогическом учеб­ном заведении нужно проделывать кое-какие упражнения . Пред­положим, мальчик украл три рубля, разговаривайте с ним. Мы будем слушать, как вы будете разговаривать . хорошо или плохо».

Развитие мимики, пантомимики.

Занятия проводятся дома пе­ред зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иро­нию и т. п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.

Упражнения на педагогически целесообразное переживание.

Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого сейчас

не

испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, него­дования, возмущения и т. п.; найдите педагогически целесообраз­ные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, про­играйте ситуацию.

Развитие семантических движений.

Поиск двигательных, ми­мических и зрительных средств воплощения требования, напри­мер: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т. п. Най­дите пантомимические и мимические средства для выражения этих требований.

Организация процесса общения: ориентирование и выбор объ­екта, привлечение к себе внимания, зондирование особенностей объекта и его расположенности к общению, собственно вербаль­ное общение, обратная связь. Вначале эти стадии осуществляются медленно, затем темп увеличивается; отрабатываются отдельные стадии общения — как речевые, так и доречевые.

Доречевое и речевое общение

(осуществляется на уроке). Вой­дите в класс, сориентируйтесь в коммуникативной обстановке: по­старайтесь вспомнить предыдущую атмосферу общения, сосредо­точьте на себе внимание класса, осмотрите внимательно класс, как бы подготавливая каждого к общению, и начинайте непосред­ственное речевое воздействие.

Войдите в класс и мимическими и пантомимическими средствами постарайтесь установить эмоциональный контакт с ребя­тами.

Непосредственно перед уроком проведите коммуникативную настройку: вспомните класс, свою систему общения с ним, особен­ности взаимоотношений с отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и готовности не появляется, пов­торите настройку, углубляя свои ощущения о предстоящем обще­нии с классом. Если настройка проведена, входите в класс и на­чинайте действовать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9