Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.

Предлагаемая ниже система обучения основам профессиональ­но-педагогического общения, разработанная автором, апробиро­вана в различных вузах страны. В этой системе также обобщен материал исследований Ю. П. Азарова, Л. Д. Ершовой, А. А. Леонтьева и других.

Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям; постоянного критического самоанализа;

систематической индивидуальной работы над собой; внимания к работе партнеров. Постарайтесь заинтересовать этой работой и своих коллег.

Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает в себя два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение эле­ментами педагогической коммуникации, способствующие разви­тию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в задан­ной педагогической ситуации.

Для того чтобы тренинг был более продуктивен, полезно не­скольким учителям объединить свои усилия. Целесообразно со­здать межшкольный кружок или семинар по педагогическому об­щению для молодых педагогов. В любом случае работать по пред­ложенной программе должен коллектив учителей, желательно под руководством опытного педагога.

Первый цикл.

Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке.

Войдите в воображаемый класс, открой те воображаемое окно, напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол;

откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятель­ности.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) зада­ниями: сядьте за стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь—реагируйте и действуйте; вы пишете у доски, неожиданно открылось окно — действуйте и т. п.

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности.(Упражнение начинается с выявления зажатости.)

Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в со­седние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение—держите па­лец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите напря­женным.

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кон­чая пальцами ног, а затем зажмите ее. По счету до пяти освобо­дите всю мускулатуру, а затем напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произволь­но, а затем на счет). Напрягите левую ногу—проверьте, не на­пряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6