Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.

Выстраивание логики предстоящего общения

(по А. А. Леонтьеву).

«Вам предстоит выступить с докладом на методическом сове­щании или семинаре. Отдайте себе ясный отчет: нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь полный текст? Подробный конспект? Краткий конспект? План? Можете вообще обойтись без бумажки? Если вы ощущаете, что не можете без текста, поступите следующим обра­зом. Прежде чем его написать, изобразите на бумаге ход ваших мыслей (но не последовательность их изложения!) в виде схемы: «Мы знаем . следовательно .» и т. д. Только когда этот логиче­ский «скелет» будет начерчен, разверните эту связь мыслей в по­следовательность высказываний. Перечитайте текст . Все ли смысловые связи сохранились в тексте? Подумайте, нужны ли они все. Может быть, слушатели восстановят их сами. Выделите в тексте высказывания, которые отражают главный ход ваших мыс­лей, и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте только подчеркнутое. Есть ли логическая связь? Теперь подчеркните си­ним карандашом то, что обосновывает вашу основную мысль (не больше двух-трех «синих» высказываний на одно «красное»). Пе­речитайте все подчеркнутое (синим и красным вместе!). Есть ли логическая связь? Выпишите «красные» и «синие» высказывания на отдельный лист, подчеркнув «красные» (любым цветом). При­пишите в плане те три-четыре вводных высказывания, которыми вы начнете выступление («Вопрос, анализируемый в докладе, почти не разработан. Поэтому .» и т. п.), и те три-четыре, которы­ми закончите. На этом же листе выпишите цифровые данные, имена, географические названия, вообще то, что трудно для за­поминания. А теперь оставьте текст дома и спокойно идите на доклад с этим листом! Если вы можете с самого начала обойтись конспектом, составьте предварительно такую же смысловую схему и так же выделите ход мыслей. Только результатом этой работы будет не конспект, а план (плюс вводные и заключительные слова и трудные для запоминания данные). Если вам с самого начала достаточно плана, вы в этом упражнении не нуждаетесь. В заклю­чение еще два совета: а) если вам предстоит осветить несколько самостоятельных вопросов, обязательно выпишите в конспект (план) «формулы перехода» типа: «Не менее важным нам пред­ставляется остановиться на .»; б) все-таки конспект не оставляй­те дома: пусть он лежит где-нибудь рядом на кафедре.

Он вам не понадобится, но так будет спокойнее».

Упражнения первой группы проводятся таким образом, чтобы охватывались различные элементы педагогического общения. По­степенно вводятся синтетические упражнения, в которых взаимо­действуют отдельные элементы, отработанные ранее, а также упражнения из второй группы целостного педагогического тре­нинга.

Второй цикл тренинга—обучение целостному процессу педагогического общения.

В этой группе упражнений можно выделить две большие подгруппы.

1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических си­туациях сообразно условиям педагогической деятельности.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12