Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

В процессе изучения истории ученикам необходимо узнать, что искусство выступает как своеобразное средство

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с.4.

общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы); передает от поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт.

Работа по усвоению данного материала представляет значительные трудности и для ученика и для учителя, поэтому необходима четко разработанная система преподавания, методический аппарат. Трудности порождает еще и отсутствие в школах единой системы работы учителей и культурно-историческим материалом, затрудняющее осуществление межпредметных и межкурсовых связей. Система преподавания данного раздела различна у каждого учителя, что вызывает трудности в формировании единой системы умений и навыков у учащихся. Этого можно избежать, разработав единый методический аппарат.

Создание такого специфического аппарата и была целью Косовой Г.Р., которую она воплотила в своем пособии «Изучение вопросов культуры в школьном курсе СССР». В основу работы легли школьная программа и учебники. Отбор материала, подход к нему, система его изучения, методы работы, готовые варианты уроков отражают многолетний педагогический опыт автора, но не исчерпывают всей сложности проблемы.

Проблемами, связанными с освоением культурного наследия СССР 20-30 годов в пособии посвящен отдельный раздел. Вопросы культуры при изучении раздела «Великая октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР».

При изучении советского периода в истории нашей Родины автор пособия рекомендует показать основанную на принципах марксизма-ленинизма созидательную деятельность Советского государства, народа по созданию новой культуры, задачи и особенности культурного строительства на разных этапах жизни страны: формирование и укрепление новой, социалистической культуры, ее роль в поступательном движении советского общества, в воспитании нового человека.

В пособии Косова Г.Р. дает практические рекомендации по каждой из предложенных тем уроков. Некоторые темы уроков в настоящее время утратили свою актуальность, уделение им такого же большого внимания, как предлагает Косова, не является целесообразным. Другие - не утратили своей значимости, поэтому их изучение является необходимым для каждого учителя истории, в плане повышения уровня преподавания.

Безусловную важность представляет урок по выяснению роли искусства в 20-30 годах для развития Советского государства. В условиях почти поголовной неграмотности масс, считает автор пособия, велика была роль наглядной агитации, с некоторыми образцами которой, а именно с плакатами, уже должны быть знакомы учащиеся.1 В начале 20-х годов, в период гражданской

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 178.

войны велика была роль наглядной агитации, в качестве примеров Косова рекомендует использовать плакаты Моора, Дени, для усиления эмоциональности восприятия необходимо использовать песни гражданской войны.

В начале урока автор монографии предлагает спросить учащихся: «Какова роль плаката, революционной песни?» Заслушивается ответ и приводятся слова Моора: «Мы относились к искусству, как к восстанию».1 Переосмыслить вместе с учащимися «восстание есть искусство». Необходимо уделить внимание памятникам, сооруженным в свете плана монументальной пропаганды Ленина В.И.

Необходимо показать трудности становления новой культуры. Значение темы личности Ленина в советском искусстве.

Особое место занимала лениниада Андреева Н.А. Искусство вышло к народу, стало важным фактором оформления улиц, площадей, революционных праздников.

Для формирования представления об искусстве того периода автор пособия считает необходимым показать учащимся картины Петрова-Водкина К.С. «1918 г. в Петрограде», предлагается соотнести название и содержание картины. Учащиеся отмечают, что 1918 г. – трудный и опасный в истории молодой советской республики, Петроград – колыбель революции, младенец на руках матери символизирует рождение нового мира;

_

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с. 179.

Кустодиева Б.М. «Большевик», при демонстрации этой картины Косова рекомендует включить по ассоциации текст Ленина: «Мы прошли победным триумфальным шествием из конца в конец громадной страны. Мы поднимем к свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и буржуазией слои трудящихся масс».1

Необходимо обращение к картине Юона К.Ф. «Рождение новой планеты». Это произведение ассоциируется у учащихся с трудным рождением нового мира.

Перейти на страницу: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38