Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Л.В. - Вынужден вас опровергнуть и согласиться с товарищем председателем. Наша политика в области культуры должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии и буржуазной культуры, а пролетариат должен принимать самое активное участие в этом процессе.

Б.Н. – Совершенно с Вами согласен Владимир Ильич. Развитие культуры не может не быть подчинено законам классовой борьбы, особенно это верно для современной эпохи войн и революций. Советский народ в настоящее время завоевал только власть, но гегемонией в культуре так и не достиг, следовательно, эту задачу необходимо поставить таким образом, чтобы гегемонию эту завоевать. Но завоевание этой гегемонии не должно происходить какими либо насильственными методами.

К.Н. – Я согласна с тем, что идеология господствующего класса должна стать определяющей и в культуре и во всех других сферах общественной жизни. Господствующий класс имеет тысячу путей для того, чтобы навязать свое мировоззрение, свою культуру массам.

Л.В. – Да, это тем более верно, так как миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата.

Т.Л. – Не вполне с Вами согласен, Владимир Ильич. Есть области, где партия руководит непосредственно и убедительно, есть области, где она контролирует и содействует, есть, наконец, области, где она только ориентируется. Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и должна оказывать кредит доверия художественным группировкам, искренне стремящихся ближе подойти к революции. Как бы художественно ее оформить. В настоящее время у партии нет и не может быть никаких готовых решений в области культуры.

Л.В. – Я полностью согласен с тем, что каждый волен писать и говорить все, что ему вздумается без малейших ограничений. Ограничениями могут служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать закономерному развитию пролетарской культуры.

К.Н. – Но полную свободу сразу давать тоже нельзя. Например, если ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те, которые помогают пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие фильмы никуда не годны. Так и все другие фильмы буржуазной культуры, наполненные содержанием немарксистского характера, могут способствовать распространению буржуазной культуры, что недопустимо. Поэтому, если мы хотим помочь партии в сплочении масс и поднятии их сознания, надо особенно внимательно смотреть на содержание художественных произведений.

Т.Л. – В настоящее время считаю невозможным идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого и насаждения искусственной и беспомощной классово-неполноценной новой культуры.

К.Н. – Я говорила только о том, что на начальном этапе строительства социализма главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура, сумевшая пропитать своим духом широкие слои населения, но с началом активного строительства социализма будет брать верх новая, социалистическая культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.

Л.А. – Полностью согласен с Вами, Надежда Константиновна. Советская культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием других стран, поэтому необходимо критически усваивать буржуазную культуру, ее высшие достижения и учиться у прошлого необходимо исходя из классовой точки зрения. К работам попутчиков как и к буржуазным произведениям необходимо писать аннотации, разъясняющие эти произведения с классовых позиций.

Б.Н. – Что касается попутчиков, то я считаю необходимым предоставить им определенную свободу, освободить их инициативу. В области искусства общим руководством партии должен быть обеспечен максимум соревнования между различными течениями. А теперь, если никто не возражает, предлагаю сделать перерыв.

Учитель говорит учащимся, что заседание продолжено не было, предлагает ученикам продолжить его на уроке. Ученикам раздаются «протоколы» первой части заседания. В ходе дискуссии перед учениками ставятся следующие вопросы:

Какие вопросы обсуждались в первой части заседания?

В каких вопросах участники сходились во мнениях, а в каких нет?

Какие положения вы бы еще хотели обсудить?

Как вы относитесь к точке зрения того или иного оппонента?

Какие из точек зрения вы считаете оправданными с точки зрения исторической действительности?

Тема урока: «В поисках новых творческих союзов»

(урок – воспоминание)

Предлагаемый урок позволяет сформировать у учащихся представление о многообразии творческих объединений и союзов в 20-30-е годы ХХ века. Этот блок информации слабо рассматривается в школьном учебнике. На уроке у учащихся формируется представление о противоборстве различных течений в искусстве, о лидерах творческих объединений, о художниках входивших в их состав. Рассматривается влияние официальной идеологии на развитие советского искусства. Использование воспоминаний корреспондента «Комсомольской правды» Костина позволяет учащимся проникнуться духом эпохи, сформировать свое представление о культурной жизни советских граждан в 20-30-е годы ХХ века. В ходе урока вводятся новые блоки информации по культуре, выявляются причинно-следственные связи.

Перейти на страницу: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42