Методика применения игр на уроках природоведения.

Назовите самого прожорливого хищника планеты.

(Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

Почему луговую герань называют жура­вельником?

(Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

«Охрана природы».

Почему нельзя разрушать и уносить из ле­са лесную подстилку?

(Лесную подстилку образуют лежащие нг поверхности почвы отмершие хвоя, листы деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благо­приятные условия для жизни землероек, ли­чинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мел­кие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Такой «старатель» погубил грибницу, воз­раст которой, может быть, 300—500 лет.)

Напомните правила сбора грибов.

(Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не тро­гать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

Почему не в каждом лесу растут лишай­ники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

Почему особенно весной и в начале

лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофо­ны, разжигать костры?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитате­лей, заставляют птиц бросать гнезда, зверю­шек искать укромные места.)

Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если

оно

на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой?

(Птицы учат их искать пищу, защищать­ся от врагов. Дома прокормить птенца труд­но; выпущенный на волю, он будет беспомощ­ным.)

Почему к весеннему шмелю нужно отно­ситься особенно бережно.

(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния.)

Как правильно разжечь костер?

Вырать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, уб­рать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

Какая охота разрешается в лесу

в любое

время года?

(Фотоохота.)

«Бюро погоды».

Какая будет погода?

Рыба не клюет — она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты

все

ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоуха­ют цветы сирени, жасмина, желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахох­лились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зон­тик.

(Все это признаки ухудшения погоды.)

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет выле­тают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары-толкуны толкутся столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.)

(Все это признаки хорошей погоды.)

Литература.

Верзилин Н. М. По следам Робинзона.— Л„ 1974.

Балбышев И. Н. Лесные встречи.— Л., 1981;

Родная природа.— Л., 1975; Из жизни леса.— Л., 1987.

Дмитриев Ю. Д. Путешествие на

всю

жизнь.— М., 1977; Солнцеворот.— М., 1975.

Стрижев А. Н. Календарь русской приро­ды.— М., 1981.

Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы.— М., 1975.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7