Методика применения игр на уроках природоведения.

Желтые брошки, На тоненькой былинке,

Ни пятнышка нет Качается и гнется

На красивой одежке. У солнечной тропинки.

4. Угадай, о каком времени года здесь говорится:

Вышел на просторы Падают снежинки

Погулять мороз. Тихо с высоты.

Белые узоры В белые метели

В косах у берез. Утром до зари

Снежные тропинки, В рощу прилетели

Голые кусты, Стайкой снегири.

(Е. Авдиенко)

Снег теперь уже не тот - Облака бегут быстрей,

Потемнел он в поле, Небо стало выше,

На озерах треснул лед, Зачирикал воробей

Будто раскололи. Веселей на крыше.

(С. Маршак)

Улетели птицы разные, По лугу пестреют

Смолк их звонкий перепев, Яркие цветы,

А рябина праздник празднует, Золотом облиты

Бусы красные надев. Зеленые листы.

(О. Высоцкая) (И. Суриков)

Потом дети рисуют к стихам рисунки.

5. Угадай, о какой птичке я расскажу:

Мы даем 4 картинки с изображенными на них птицами (кукушка, дятел, ласточка, синица), он мысленно выбирает птицу и рассказывает все, что о ней знает, описывает ее, другой ребенок должен угадать, о какой птице идет речь. Потом то же самое выполняет другой ребенок и так далее.

6. Угадай, какая это погода:

- гремит гром, сверкает молния;

- с неба льется вода;

- с неба падает белая и холодная вата;

- все гуляют, загорают;

- дождика нет, стало грустно, все краски потускнели.

Что еще бывает в такую погоду? Нарисуй погоду.

III. Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

Нами разработано внеклассное мероприятие, которое мы рекомендуем провести в загородном лагере или во время турист­ского похода в конце учебного года. В него можно включить одну из игр: «Тропой Робинзона», «По лесной тропинке», «Ключ старого леса», «В лес по загадки», «В царстве Берендея».

До начала игры команды прибывают на лесную поляну. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и суме­ют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят школьников с ус­ловиями игры, раздают маршрутные листы. На маршрутном листе указаны названия эта­па, номера заданий, оценка, подпись судьи. Внизу — общий итог.

Этапы могут быть такими: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Охрана природы» или «Бе­реги природу», «Бюро погоды». Количество этапов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается кар­точка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: опреде­лить по веточкам пять деревьев и кустар­ников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие орга­низуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

«Зеленый друг».

Какие хвойные деревья и кустарники рас­тут в наших лесах?

(Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

Чем ценна древесина лиственницы?

(Устойчива против гнили, поэтому приме­няется для подводных сооружений, в судо­строении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?

(Всходы ели под пологом молодого берез­няка не гибнут от заморозков и от обжигаю­щих лучей солнца.)

Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?

(Сосна — светолюбивое дерево.)

Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

(В дуплах старых деревьев гнездятся пти­цы, живут летучие мыши, поедающие опас­ных для леса насекомых.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7