Дидаскология

Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального индивид. развития человека является формирование индивидуальности.

Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности.

Ананьев согласен с Ушинским.

Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий возможностям и потенциалам развития ребенка).

Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между воспитанием и развитием человека.

Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста".

Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и . типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства".

Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадии детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий".

Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".

Основные законы педологии:

("Педологический журнал",! 923 г, №1)

1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть взрослый в миниатюре,

2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов, согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено одновременным действием наследственности и среды,

3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение,

4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в сокращенном виде развитие всех его предков,

5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка: рост детей идет неравномерно,

6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия развития ребенка соотв-ет

лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что некоторые законы бесспорные, другие вероятные.

Бесспорные истины педологии (Блонский):

1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство. Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%. Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о. чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий, особенно если она более примитивна.

2) Детство - возрастное развитие.

Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем быстрее темпы развития.

3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник - грамота, науки.

4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую эволюции.

Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.

Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение длинных (например, от

короткополостных к длиннополостным).

Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и рост) и постепенный рост

животных функций (сознание и движение).

Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических процессов, свойств и состояний.

Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление конкретно-образное раньше

абстрактно-количественного.

Тезаурус педологии:

развитие, рост, конституция и характер, среда, возраст и активность ребенка.

Перейти на страницу: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29