Дидаскология

Функция явлений - служить Д людей - есть ценность. Отношение к ним - ценностное отношение. Избирательная направленность сознания на объекты и явления окр. мира, как тенденция, потребность личности заниматься удовлетворяющей Д - мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно.

Ценности пед.

Д

- те ее особенности, которые позволяют педагогу удовлетворить свои материльные, духовные и общественные потребности и которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Соотнеся потребности личности с профессией педагога можно предположить следующие группы ценностей пед. Д:

1) ценности, связанные с утверждением в человеческом обществе (значимость труда, престиж),

2) удовлетворение потребности в общении (дети, интересные люди),

3) ценности, связанные с самосовершенствованием (развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре .),

4) ценности, связанные с самореализацией (творческий характер труда, увлекательная и романтическая пед. Д и т. д.),

5) ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (самоутверждение, карьера, проф. рост, отпуск

большой .), По предметному содержанию еще:

6) ценности самодостаточности. Ценности самодостаточного типа являются ценностями-целями к себе:

творческий и разнообразный характер труда педагога,

престиж его Д,

общественная значимость труда,

самоутверждение в пед. труде,

любовь к детям и др.

Эти ценности находят свое выражение в целях пед. Д, связанных с развитием личности ребенка, педагога, ученического и пед. коллективов.

7) ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей (общественное признание

результатов труда педагога, овладение теорией и технологией .).

Структурный и качественный анализ ценностей пед. Д обнаружил их комплексный характер, обнажил их гуманистическую сущность. Эти пед. ценности в сознании педагога образуют систему ценностных ориентации.

Гуманистические начала пед. Д являются вечными ориентирами учителя (между действительностью и идеалами преодоление разрывов ), обусловливают смысложизненное самоопределение педагога. Обновление идеологии и содержания пед. образования объективно требует переводить его не технологический уровень. Пед. технология —упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструменатльно обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата обучения и воспитания и развития в изменяющихся условиях образовательного процесса. Образовательная (пед.) технология должна удовлетворять след. условиям:

1) наличие четко и диагностично заданной цели (т. е. конкретно измеримого представления понятий, операций,

деятельности, как ожидаемого результата проф. обучения и развития студентов);

2) представление изучаемого содержания материала в виде системы познавательных задач и практически ориентированной основы и способов их решения;

3) наличие жесткой последовательности, логики, определение этапов усвоенных материалов, набора проф. функций);

4) указание способов взаимодействия участников образовательного процесса, а также указание способов взаимодействия субъектов с информационной техникой;

5) мотивационное обеспечение Д преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе: свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и проф. смысл;

6) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой Дей педагога, границ допустимого отступления от многообразных правил и предписаний.

Разрабатывая концепцию пед. образования исходили из того, что его структурно-содержательный и процессуальный компоненты пока не соответствуют природной Д учителя, т. к. пед. Д является и массовой и творческой, но если она массовая, то она требует относительно типовой системы управления, организации, проектирования. А творчество предполагает создание возможностей для самореализации личности каждого педагога.

Перейти на страницу: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25