Дидаскология

Культурологический цикл представлен в самостоятельном блоке дисциплин в соответствии с определяющей ролью личностной культуры. Преодоление в традиционной школе запущенности личностной культуры педагога.

Введение человека в пространство мировой и отечественной культуры - общая цель цикла - практическая интериоризация культурного опыта поколений в духовный мир будущего специалиста. Цель - формирование личностной культуры как способа самореализации личности в профессиональном творчестве. Культурное образование обеспечивается учебными курсами, в которых представлены:

1) фундаментальные знания о культуре как способе жизниД человека, выражающем его родовую специфику;

2) знание о конкретных формах культурной деятельности, теоретическое и практическое освоение которого обеспечивает нбх-ый уровень личностной культуры специалиста;

3) призвана овладеть основными понятиями теории культуры (представлением о ее строении, закономерности ее развития, понять человека как творение и творца культуры, помочь студенту осознать личностый смысл культуры, роль пед. традиций в культурных процессах).

Существенной чаcтью культурного образования является история русской культуры в ее взаимосвязях с другими культурами (Евразия). Благодаря освоению физической и валеологической культур, педагог обретает способность к саморегуляции своего организма, организации своего труда и отдыха.

Освоение русской речевой культуры позволяет подняться на уровень подлинной интеллигентности, уметь точно и выразительно излагать свой предмет, беседовать.

Художественная образованность и эмоциональная культура - та область человеческой Д, которая развивает универсальные творческие способности, продуктивное мышление, обогащает интуицию, сферу чувств. Овладевая ценностями мировой худ. культуры, педагог приобретает опыт сопереживания, сотворчества, способность к диалогу культур.

Критерием проф. компетентности служат глубина и высота его специальной, предметной подготовки.

Специфика пед. образования в том, что осваиваемый научный материал (закономерности и факты, понятия и теории, вывода, методологические идеи) выполняет в его Д инструментальную функцию,

т. е. средство воздействия на формирование личности.

Важное значение сегодня имеет научное обоснование опыта. У нас нет общей теории учебного плана вообще, уч. заведения и пед. заведения. Мы не знаем, какие уч. дисциплины надо включать в ВУЗы, сколько часов, все это нередко решается интуитивно, программы смежных дисциплин часто дублируют друг друга и прочее.

Качество подготовки специалистов заключается не в количестве сведений сообщаемых студентам.

Современная наука развивается очень быстро, однако приток научных знаний не должен приводить к разбуханию уч. планов, надо тщательно научно обосновывать и отбирать уч. материал. Каждое научное обобщение должно вести не к расширению, а к разумной и оправданной концентрации уч. материала.

Содержание пед. образования составляет системно организованный массив уч. информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалистов. Оно несовместимо с чисто информационным материалом, с абстрактным просветительством, нужно обеспечить органическое единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, которые составляют основу общей культуры и профессионализма. Нбх-сть вариативности и гибкости уч. планов и программ. Создавать дидактическую индустрию: разработка госуд-х образоват-х стандартов, средств научно-методологического и учебного обеспечения образоват. процесса (программистов, планов, занятий .)

Одним из направлений, которые необходимо сегодня реализовать, является утверждение гуманизации пед.

образования.

Ориентация на ценности - характерная черта человеческой жизни. Без ценностного подхода к явлениям действительнсоти невозможна ни Д человека, ни жизнь. Ценностью для личности м/б не только явления предметного мира (средство удовлетворения потребностей личности), это м/б нормы и идеалы.

Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24