Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической  работы.        

Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества, и не только того или иного образовательного ведомства. Социологи пришли к выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает малоэффективно. Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел, стремительное развитие социально- педагогических служб — это процесс объективно необходимый. Социальная педагогика или педагогика отношений в социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи. Её цель — педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений и в своей личной жизни, проблема в неурочной деятельности сейчас явно недооценивается. Та школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа — это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.

Главное понятие педагогики — воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория — воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему “педагог - дети”, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные основы воспитания в сложившейся политической и экономической обстановке?

1. Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и нравственного, как необходимое условие социализации личности, является социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.

2. Сохранение, развитие культуры.

3. Обслуживание исторического процесса смены поколений.

4. Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8