Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической  работы.        

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попе­чительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организа­ции, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно раз­вивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

На рубеже 70—80-х гг. общественные потребнос­ти, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах ут­верждалась идея целенаправленной социально-педа­гогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам соци­альной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался сла­бым организационным, кадровым, материально-фи­нансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необ­ходимость учредить институт социальных педаго­гов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населе­нием в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специаль­ных учебных заведениях введены специальности «Со­циальная педагогика» и «Социальная работа».

Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории де­лает ее неисчерпаемым источником обо­гащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потен­ции; овладевая личностью, они произво­дят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее куль­тура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преем­ственностью, в свою очередь обусловлен­ными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаи­мопонимание людей, равно как и куль­турное наследование.

Любой человек имеет социальную при­надлежность и, следовательно, социаль­ные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комби­нации элементов культуры, приобретае­мых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культур­ного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития со­зданы совместными усилиями всех куль­турных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не пре­кращалось никогда. Со­знание определяется преимущественно характером общества, к которому при­надлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состо­ит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.

Нация — это идея, про­низывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической исто­рии — это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данно­му, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значе­ние.

Таким образом, национальное воспита­ние следует понимать как введение инди­вида в духовную культуру, в историчес­кую филиацию основных идейных стрем­лений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного дости­жения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, чело­век вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конеч­ном счете движущая сила истории, а вос­питание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6