Факультативные занятия, как вид внеклассной работы внеклассной работы в старших классах и их особенности.

Основные принципы, на которых базируется построение фа­культативных занятий, как на школьном уроке, так и на занятии в вузе: осознание цели и способов ее достижения и результатов, взаимосвязь видов речевой деятельности, максимальная комму­никативность тренировки и плавный переход к речевой практике, предупреждение ошибок за счет правильной последовательности заданий и т.д.

В отношении этапов занятия следует отметить, что, поскольку мы не вводим внепрограммных грамматических явлений или принципиально новых лексических тем, этап ознакомления с язы­ковым материалом, как правило, не бывает подробным, развер­нутым и не занимает значительной части занятия. И все же иногда этот этап может занимать важное место в структуре занятия. В какой-то мере необходимость ознакомления вызвана недостатка­ми действовавшего на протяжении многих лет учебника по анг­лийскому языку для неспециализированных школ. Однако при любом основном учебнике необходимо обобщать изученный ма­териал на ином качественном уровне, с точки зрения как говоря­щего, так и воспринимающего информацию (например, обобще­ние способов побуждения к действию, выражения долженствова­ния, сообщения о совершившемся действии, способов расшифров­ки омонимических грамматических конструкций). Такие обобще­ния не должны перегружать факультативный курс. Что же касается речевых умений, то ознакомление с ними как раз чаще бывает на факультативных занятиях, нежели на обычном уроке, ориентиро­ванном в большей степени на перенос относительно простых ре­чевых действий из родного языка, чем на развитие сложных ин­теллектуальных умений, таких, как дефиниция, определение логич­ности или объективности высказывания и т.д.

Итак, в связи с достаточно скромным местом этапа ознакомле­ния в структуре факультативного занятия появляется возмож­ность уделять больше внимания коммуникативным задачам, чем на обычном уроке. Если на уроке, где вводится и подробно объ­ясняется новый сложный материал, можно иногда ограничиться условно-коммуникативными заданиями по жестко заданной схе­ме, то каждое факультативное занятие включает целый ряд под­линно речевых заданий.

При этом предпочтение отдается заданиям не столько в роле­вой игре, сколько в выражении собственных мнений. Дело в том, что тренировочные ролевые игры недостаточно стимулируют внутреннюю мотивацию, а собственно речевая, творческая ролевая игра требует огромной подготовки, на которую нет времени при одном-двух часах факультативных занятий в неделю. Зато выраже­нию своего мнения можно учить на каждом занятии, причем не только на этапе речевой практики, но и на этапе тренировки.

Одна из основных задач факультативных занятий - развитие личности учащихся. В процессе изучения иностранного языка со­вершенствуется структура интеллекта: различные виды памяти и мышления/разнообразные интеллектуальные операции, и в первую очередь, такие, как сопоставление, обобщение, классификация. принятие смыслового решения. Отсюда и вытекает задача форми­рования принципиально новых умений, а не только перенос умений, имеющихся на родном языке, т.е. практическая цель на фа­культативных занятиях неотделима от развивающей цели.

Поскольку школьники, как правило, посещают факультативные занятия не чаще одного-двух раз в неделю (в лучшем случае это сдвоенное занятие) и зачастую не имеют домашних заданий, то очень важно применение самых разнообразных опор, которые од­новременно исключали бы возможность языковых ошибок, подска­зывали бы языковой материал и давали бы максимум возможно­стей для самовыражения, для проявления себя как личности.

Трудности организации самостоятельной работы над ино­странным языком дома связаны с отсутствием специального учебного пособия. Поэтому очень важно, чтобы у учащихся оста­вался так называемый «конспект» занятия, в котором сформули­рована цель занятия, последовательность инструкций и указан языковой материал, с которым надлежит работать, а также даны образцы выполнения новых видов заданий. Это помогает им еще раз воссоздать, уточнить, дополнить, изменить свое высказыва­ние. Кроме того, раздача конспектов помогает упрочить и межтематические связи, т.е. на последующих занятиях по мере надобно­сти возвращать учащихся к языковым единицам и жизненным проблемам, которые предлагались на предыдущих занятиях.

Перейти на страницу: 1 2 3