Факультативные занятия, как вид внеклассной работы внеклассной работы в старших классах и их особенности.

По своей природе факультативное занятие по иностранному языку, с одной стороны, базируется на нормативной программе, а с другой стороны, представляет собой звено в цепочке занятий, преследующей отличающиеся от нормативной программы цели. Поэтому программа факультативного курса должна строиться так, чтобы школьники, посещающие его, не испытывали скуки на обычных уроках, но и факультативные занятия не должны вос­приниматься ими как некое «повторение» («закрепление») того, что изучалось в классе.

Соответственно, в основу факультативного курса по ино­странному языку в неспециализированной школе желательно поло­жить принцип, а именно развитие максимального количества речевых умений на минимум с лексического и грамматиче­ского материала[4]. В подобной ситуации факультативный курс должен быть ориентирован не столько на расширение словарного и структурного запаса, сколько на овладение способами речевого поведения в разнообразных жизнен­ных ситуациях и при решении разнообразных проблем. При соблюдении вышеупомянутого принципа школь­ники не посещающие факультативных занятий, не чувствуют себя безнадежно отставшими от тех, кто их посещает, но зато послед­ние могут служить примером для первых, ибо способны показать. насколько полнее, разнообразнее и логичнее могут быть выска­зывания в пределах, практически не превышающих программный материал. Следовательно, работа над лексическими и граммати­ческими навыками на факультативных занятиях должна ориенти­роваться на развитие гибкости навыка и его готовности к вклю­чению .

Необходимо, однако, отметить, что такой подход не может рас­сматриваться как универсальный при построении факультативных занятий любого типа. Здесь рассматривается факультативный курс. не ставящий узкопрофессиональных целей и пригодный равно для городской и сельской школы, а именно - развивающий логичность и эффективность общения в бытовой сфере. Бытовую сферу мы не ограничиваем чисто туристическими коммуникативными ситуа­циями типа «Как заказать в ресторане обед» или «Как узнать доро­гу в гостиницу». Имеется в виду широкая гамма человеческих взаи­моотношений привычных занятий, увлечений, восприятия различ­ных сторон действительности. Поэтому коммуникативные ситуа­ции предусматривают такие формы выражения мыслей, как рас­спрос, объяснение, комментирование, полемика.

При подборе материала положительную роль играет тематиче­ский принцип, поскольку он способствует систематизации лекси­ки. Но этот принцип мы понимаем широко: как основу для уста­новления межтематических связей, чтобы слова не «вмерзали в контекст». Например, тема «Проведение каникул» связана с темами «Туризм», «Занятия спортом», «Осмотр досто­примечательностей» и т.п. Иными словами, наш подход опреде­ляется не столько тематикой, сколько проблематикой. Ино­гда специфика формируемого умения заставляет и вовсе отказать­ся от тематической объединенности. Например, умение давать дефиниции бытовым понятиям, напротив, предполагает припо­минание лексики из самых различных областей деятельности и знаний: от кухонной утвари до экзотических животных. Кроме того, могут появляться проблемы, которые трудно причислить к какой-либо традиционно выделяемой школьной теме: например, каких людей вы уважаете; какие недостатки вы легко прощаете, а какие нет; какого отношения к себе вы ждете со стороны окру­жающих; как лучше общаться с друзьями - в письмах или по те­лефону и т.п.

Любое занятие в рамках факультативных занятий данного ти­па должно быть направлено на формирование умений устного общения. Соответственно, занятия могут классифицироваться в зависимости от цели примерно следующим образом:

- «моноцелевые» занятия, посвященные развитию умений мо­нологического высказывания или диалогического общения;

- «полицелевые» занятия, совмещающие развитие умений мо­нологического высказывания или диалогического общения либо с развитием умений чтения (аудирования), либо с совершенствова­нием лексических или грамматических навыков оформления вы­сказывания.

Таким образом, направленность на совершенствование навы­ков означает, что занятия могут строиться на материале с преоб­ладанием либо лексического, либо грамматического аспекта. При этом грамматические явления обобщаются так, чтобы обеспечить на занятии определенную совокупность разнообразных коммуни­кативных намерений. Если одновременно отрабатывается не­сколько конструкций, то подбираются такие коммуникативные намерения, где все эти грамматические явления одинаково были бы необходимы для достижения речевой цели, а если идет работа над одним сложным грамматическим явлением, то в речевых за­даниях следует показать вариативность его применения для реа­лизации нескольких коммуникативных намерений .

Перейти на страницу: 1 2 3