Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах Чехова

4. частое использование двухкомпонентных антропонимов , ничем не мотивированных – Анна Федоровна .

5 . именные антропонимы : Анна, : Володя , Лили (сокращенная форма), Нюта (сокращенная форма), Лука ,Анна, Валентин.

6.употребляются фамильные антропонимы , которые не несут никакую смысловую нагрузку : Кирилов , Абогин , Гнучев ;

7. употребление фамилий писателей - Фамилия писателя употребляется в качестве сравнения (с Володей )– Лермонтов.

8. частое использование двухкомпонентных антропонимов , ничем не мотивированных – Лили Шумихина , Марья Петровна, Валентин Иванович , Анна Сергеевна, АП : Павел Васильевич ( АД ) и Павел Васильич.

9. Жанрово – смешные антропонимы с истинной мотивацией : Фамильный антропоним - Мурашкина – апеллятивно – мотивирован нарицательным словом «мурашка» , в значении маленького и трудолюбивого муравья . Мигуев является апеллятивно – мотивированной , образована от слова «мигать» , герою рассказа присущи «минутные увлечения»

10.народные именные антропонимы – Агния, Агнюшка ( уменьшительно-ласкательный -юшк- ) , Аксинья , Ермолай ;

11. Использование апеллятивов в начестве антропонимов - Апеллятив – «Монтигомо Ястребиный Коготь» в качестве антропонима – Чечевицын.Употребляется апеллятив – «Бледнолицый брат мой» в качестве антропонима – Володя. Апеллятивы – Душечка , Душечка Ольга Семеновна ; Дрыдыриц .

12. Прозвище - Демьян-Змеевидец употребляется в качестве имени – Демьян , для усиления сатирической функции.

13. Употребляются антропонимы религиозного содержания – Иисус Христос , Иегудиил (имя одного из архангелов ).

14. таутоним - Дмитрий Дмитрич , Егор Егорыч.

15. употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов ( -еньк-, -ечк-): Ванечка( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Оленька( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- ), Васечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ) , Володечка ( уменьшительно – ласкательный суффикс -ечк- ), Сашенька ( уменьшительно – ласкательный суффикс -еньк- )

· « ФУНКЦИИ АНТРОПОНИМОВ

В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА И М.А.БУЛГАКОВА »

Задачей является попытка выявить те характерные особенности , отличные антропонимы А.П.Чехова от антропонимов М.А.Булгакова , а также различия между ними , которые можно объяснить как художественной индивидуальностью писателей . Также выявить отличные и схожие приемы использования антропонимов. Нужно сказать , что писатели жили в разные , хотя и не далекие по времени , эпохи , но принадлежали одной культурной традиции – традиции русской эволюционно ориентированной интеллигенции , и любого рода насилие воспринималось ими как нечто неестественное и уродливое . Литературная деятельность А.П.Чехова продолжалась с 1880 по 1904 год . В коротких юмористических и сатирических рассказах А.П.Чехов выставлял напоказ обывательское тупоумие , подхалимство чиновников , невежество тех , которые мнили себя грамотеями . Основным художественным средством в рассказах является речь героев . М.А.Булгаков начал литературную деятельность в 1919 г. по 1940 г. В докладе рассмотрены антропонимы в романах « Белая гвардия » и « Мастер Маргарита » .

Сначала мы выделим схожие приемы использования антропонимов писателями :

1. мотивированные антропонимы :

· Истинномотивированные антропонимы :

У М.А.Булгакова :

ПОНЫРЁВ (от “нырять”,”нырнуть”, т.е. скрыться, найти какое-либо убежище).

ПОПЛАВСКИЙ (По словарю Даля,”поплавной” – не тонущий, плывущий по течению. Поплавский-приспособленец оправдывает свою фамилию являясь, чтобы потребовать свои права на квартиру его покойного племянника Берлиоза.)

СОКОВ. “Человечек был буфетчиком в Варьете и назывался Андрей Фокич Соков”. Однозначно, что антропоним Соков истинно мотивирован.

ЛАТУНСКИЙ. По словарю Даля, латунь – “смесь меди с цинком”; латунный – “сделанный из меди”. Антропоним выражает основное занятие критика – “вешать” ярлыки, ставить клеймо.

“ – Латунский ! – завизжала Маргарита. – Это же он погубил мастера”.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10