Работа над голосом в детском саду.

Постоянный контроль педагогов, а при возможности и родителей (если они слышащие) поможет ребенку овладевать навыками самоконтроля, что значительно улучшит качество его голоса.

Таким образом, только хорошо организованная, систематическая работа над голосом и постоянное речевое общение приведет к достижению обозначенной цели: формированию навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами – силой, высотой, тембром и их изменчивостью в речевом процессе.

Логопеды Е. С. Алмазова, Ф. А. Ивановская, Е. В. Лаврова, О. В. Правдина, С. Л. Таптапова и др. определяют два направления работы над голосом:

1) развитие голоса, то есть улучшение работы голосового аппарата, улучшение звучания голоса;

2) коррекция нарушений голоса.

Эти же два направления можно выделить в работе над голосом в д/с для детей с нарушением слуха.

Работа над голосом в первом направлении, то есть развитие голоса детей с нарушением слуха предполагает формирование у ребенка голоса, пригодного для полноценного речевого общения; приближенного (насколько это возможно для каждого ребенка) к нормальному.

Как мы уже отмечали (см 1.3.), те или иные голосовые реакции есть у всех детей. Однако, некоторые из них (чаще дети с минимальными остатками слуха) не могут по просьбе сурдопедагога вызвать свой голос. И педагог должен помочь такому ребенку.

Остановимся на подробном рассмотрении упражнений, направленных на вызывание голоса. Ф. Ф. Рау рекомендует для вызывания голоса использовать произнесение по подражанию простейших лепетных слов. Упражнения по вызыванию голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а-а; поезд: у-у; самолет: в-в).

Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Крайне важно дать возможность ребенку услышать свой голос с помощью звукоусиливающей аппаратуры, дать почувствовать вибрацию (гортани, груди) при наличии голоса; соотнести свой голос с голосом учителя. Ф. Ф. Рау предупреждает, что не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса. Важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет, хриплый – очистится.

Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребенка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.

В логопедической методике работы над качествами голоса существуют рекомендации (Алмазовой Е. С., Правдиной О. В.) начинать с улучшения тембра голоса. Известно (см 1.1.), что тембр зависит не только от строения голосового аппарата, но и от навыков пользования им, то есть он поддается некоторой обработке. Для улучшения тембра необходимо выработать звонкость и собранность звука.

Навести (настроить) голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_

”, резонирующим в передней части рта. При этом ребенок ощущает вибрацию щек, вибрацию в зубах, челюстях и щекотание в зубах. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов: “му”, “ма”, “мо”… У ребенка с нарушенным слухом, по нашему мнению, не возникнет особых сложностей при выполнении этих упражнений. Звук “м” прост по артикуляции, его легко контролировать, прикладывая руки к щекам и ощущая вибрацию.

Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (как на гласном “о”).

В целях улучшения тембра следует снять напряжение в области мышц щек, глотки и гортани; снять зажатость челюстей.

С нашей точки зрения выделенные логопедами рекомендации помогут и в работе над тембром голоса детей с нарушенным слухом. По мнению Правдиной О. В. работа над тембром сразу облегчает голосообразование: голос становится звучным и свободным, что очень важно для глухих и слабослышащих.

Работа над силой голоса предполагает формирования навыка пользоваться в речи голосом средней громкости. Ребенка со сниженным слухом необходимо научить различать голос разной громкости. Прежде всего на слух, так как большинству детей это доступно (с помощью ЗУА). Работая с маленькими детьми, можно использовать их подражательные способности, хорошие результаты дает использование фонетической ритмики. Учить ребенка изменять голос по силе, по нашему мнению, нужно после того, как сформируется устойчивость звука. Усложнять материал нужно очень осторожно, так как перегрузка может нанести вред голосу ребенка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5