Работа над голосом в детском саду.

Теперь обратимся к подробному рассмотрению работы по формированию голоса детей с недостатками слуха.

Анализ данных исследований Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау показал, что необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

Перечислим и раскроем их.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса в норме, поэтому важно не упустить возможности развития неслышащих детей в этом возрасте.

Нужно поощрять любые, приближенные и даже случайные вокализации ребенка, и как можно шире использовать для общения голос.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

Поскольку большинство детей имеют более или менее значительные остатки слуха, важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать свой голос, голос педагога и окружающих людей. Необходима интенсивная тренировка слухового восприятия.

Нужно научить детей различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, ребенок научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет старшим дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

Известно (см. 1.2.), что голосовой аппарат – это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. И с нашей точки зрения в работе с глухими и слабослышащими целесообразно использование ортофонических упражнений, применяемых для коррекции голоса в логопедии. Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Дети приходят в детский сад с очень различными навыками владения голосом. У глухих детей могут быть лишь элементарные голосовые реакции. Тогда как у детей с хорошими остатками слуха может иметься тот или иной набор лепетных слов. (Особенно заметны эти различия в д/с для слабослышащих, где в одной группе могут оказаться дети со II и с IV степенью т/у).

Кроме того, есть дети, которых родители уже успели чему-то научить, а есть те, с которыми никто не занимался. Таким образом, уже в начале обучения педагог оказывается в ситуации, когда с одним ребенком нужно проводить работу по вызыванию голоса, а с другим, уже непосредственно развивать голос или исправлять его нарушения. В дальнейшем, развитие каждого ребенка идет в индивидуальном темпе. Помимо этого, у каждого появляются различные нарушения голоса, обуславливающие особенности индивидуальной работы. Таким образом, очень трудно предъявлять детям общие для всей группы требования, невозможно применять ко всем одни и те же приемы. Поэтому, чаще всего, возникает необходимость основную часть работы над голосом проводить на индивидуальных занятиях.

Во фронтальные занятия, как правило, можно включать уже отработанные, сформированные навыки, совершенствовать усвоенные детьми в процессе индивидуальной работы над голосом умения.

Мы знаем, что голос является одним из факторов внятности устной речи. Поэтому качество голоса ребенка с нарушенным должно быть максимально приближено к норме. И основная цель работы над голосом научить ребенка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Рассмотрим путь к достижению этой цели на основе задач, выделенных в программе, в разделе обучения устной речи.

Задачи работы над голосом различаются в зависимости от состояния слуха детей. В детском саду для глухих работа в основном сводится к обучению детей использовать голос, приближенный к норме. Формированию необходимых для нормального голоса модуляций не уделяется особого внимания. Тогда как в детском саду для слабослышащих определенные задачи предполагают научить ребенка изменять голос по силе, высоте во всех видах речи (в том числе и самостоятельной). Таким образом, и требования, предъявляемые к голосу детей к концу V года обучения различны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5