Работа над голосом в детском саду.

У слабослышащих детей должно сформироваться стойкое умение пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра. Дети должны уметь пользоваться в речи голосом, модулированным по силе и высоте. Кроме того, к слабослышащим предъявляется требование произносить (в самостоятельной речи) слова и фразы в нормальном темпе, с выраженным словесным и логическим ударением, с выраженной повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Глухие дошкольники должны уметь пользоваться голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Также дети должны научиться изменять голос по силе и высоте, однако, от глухих не требуется модулировать голос в речи. Темп речи должен быть лишь приближен к естественному, а из просодических характеристик речи они осваивают только словесное ударение.

Из изложенных программных требований мы видим, что в д/с для слабослышащих предполагается более глубокая (по сравнению с д/с для глухих) работа по развитию голоса, что соответствует бóльшим голосовым возможностям слабослышащих детей. Но, необходимо также отметить, что педагогу важно учитывать возможности каждого ребенка и в д/с для слабослышащих нельзя предъявлять одинаковые требования к детям с легкой степенью тугоухости и с пограничным состоянием слуха.

Определенные программой обучения задачи работы над голосом решаются на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Следует заметить, что проводить работу по развитию, а тем более коррекции голоса на фронтальных занятиях очень сложно, так как навыки владения голосом у детей очень различны. Поэтому нужно планировать работу так, чтобы на фронтальных занятиях закреплялись уже имеющиеся у детей навыки владения голосом. Для этого можно использовать фонетическую ритмику, различные игры. Основной формой организации работы над голосом, с нашей точки зрения, должны быть индивидуальные занятия, так как они дают возможность работать с каждым ребенком в нужном именно ему направлении и темпе. Работа над голосом должна присутствовать в составе каждого индивидуального занятия по устной речи. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными. И в связи с требованиями аналитико-синтетического метода (как указывал Ф. Ф. Рау) работа должна строиться на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания. (Это рекомендация О. В. Правдиной). Поскольку эмоции: радость, удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.

Необходимо отметить еще одну форму работы – музыкальные занятия, в структуру которых входит работа над голосом. Музыкальные занятия создают дополнительные возможности для развития голоса. Ребенок учится воспринимать разнообразные звучания музыкального инструмента (громкие и тихие, низкие и высокие, краткие и длительные); и получает возможность соотносить чистый тон музыкального звука со звуком собственного голоса. Изменения звучания фортепиано ребенок с нарушенным слухом воспринимает (в том числе и на слух) значительно лучше, чем сложные модуляции человеческого голоса. При восприятии звуков фортепиано тесно переплетаются слуховое восприятие и тактильно-вибрационное чувство; ребенок воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. И, следовательно, ему значительно легче “настроить” звучание собственного голоса. На музыкальных занятиях (при их соответствующей организации) можно добиться значительных успехов в развитии голоса: расширить его диапазон; закрепить позицию “среднего” голоса; научить ребенка модулировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации.

Нам представляется важным отметить необходимость комплексного воздействия в процессе работы над голосом, которое предполагает не только целенаправленную работу на индивидуальных и фронтальных занятиях по устной речи, и музыкальных занятиях, но и постоянное закрепление навыков владения голосом в повседневной жизни. Педагог и воспитатель должны не только побуждать ребенка говорить, но и следить за качеством его голоса, указывать ребенку на неправильное его звучание, помогать исправлять недостатки. Поскольку навыки самоконтроля у дошкольников еще не стойко сформированы, задача педагога и воспитателя – вовремя помогать ребенку исправлять недостатки голоса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5