Ломоносов: заслуги перед русской школой

Исследователи мировоззрения Ломоносова (С. И. Вавилов, Г. С. Васецкий, Н. Ф. Уткина, И. А. Чудинов) считают, что элементы диа­лектики ярко проявились в его теории познания, В «Программе» чтения публичных лекций, которую Ломоносов составил в июне 1746 года, он писал:

« . блаженства человеческие увеличены и в высшее достоин­ство приведены быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть натуральная философия, обще назы­ваемая физика». Ломоносов считал, что следует проникать в сущность различных процессов, понимать их причины, взаимосвязи: «Но кто притом представляет еще всесильного строителя и начальника натуры, взирает просвещенным и проницающим оком в сокровенные внутрен­ности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединенные и стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые, в которых непостижима зиждителева премудрость тем великолепнее является, чем тончае есть оных строение, тот не токмо легкими кри-лами благоговения к небу восхищается, но и сам якобы в некое обоже-ние приходит».

Главными составными частями познания Ломоносов считал чув­ственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Он обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в сознании только внешние стороны предме­тов и явлений. Поэтому для познания объекта недостаточно простого его созерцания. Важными являются абстрагирование и обобщение, которые приводят к формированию понятий. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем .».

Выступая против­ником абстрактных знаний, он доказывал, что практика является осно­вой познания, а человеческое познание определяется общественными потребностями. Практическая деятельность развивает чувственное восприятие и абстрактное мышление. Посвятив свою жизнь научному познанию мира, Ломоносов сформулировал один из главных принци­пов материалистической гносеологии: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех спо­соб к изысканию правды».

Материалистический подход к пониманию мира позволил Ломоно­сову выдвинуть идею всестороннего изучения самого человека. «Ибо как может рассуждать о теле человеческом,— писал он,— не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положе­ния мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов сего чудного строения?». Он обратил внимание исследователей на понимание внутренних процессов, происходящих в человеческом орга­низме при функционировании органов чувств и головного мозга.

Счи­тая, что познание связано с воздействием предмета на органы чувств, он подчеркивал, что благодаря «зрению, слышанию, обонянию, вкушению, осязанию» возможно чувственное восприятие мира челове­ком. Кроме того, он разработал концепцию ощущений и выдвинул идею о механизме передачи возбуждения от органов чувств к голов­ному мозгу: «Жизненные соки в нервах таковым движением возве­щают в голову бывающие на концах их перемены, сцепясь с прикаса­ющимися им внешних тел частицами. Сие происходит нечувствитель­ным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу. Ибо по механическим законам известно, что многие тысячи таковых шаров или колес, когда они стоят в совмест­ном сцеплении беспрерывно, должны с одним повернутым внешнею силою вертеться, с остановленным остановиться и с ним купно умно­жать или умалять скорость движения. Таковым образом, кислая мате­рия, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется, перемену движения производит и в мозге оную представляет. Таким образом рождается обоняние».

В работе «Введе­ние в истинную физическую химию» Ломоносов, охарактеризовав сложные физиологические процессы, раскрыл материалистическую сущность работы нервной системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11