Ломоносов: заслуги перед русской школой

Кристина Узорко

ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

Реферат по педагогике

План

1. Введение.

- Наследственные и индивидуальные способности детей.

- Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.

- Преподвние на русском языке. Российская грамматика.

2. Этапы

педагогической деятельности Ломоносова.

- Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных пособий на русском языке.

-Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет!

- Работа над новым уставом.

- Третий этап (1750-1755). Программа организации просвящения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

- Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.

3. Принципы демократизма, гуманизма и народности.

- Демократизм. Образование во всех слоях общества, стипендии и финансирование. Подразделение средней школы: российская, латинская, первых оснований в науках и знатнейших европейских языков; трехгодичный срок обучения.

- Три факультета вуза: исторический, медицинский, философский. Богословское образование – прерогатива Синода.

- Диалектика Ломоносова.

- Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения.

- Принцип природосообразности: подразделял природные дарования человека на душевные и телесные.

- Принципы гуманизма и народности. Общечеловеческая нравственность. Милосердие и трудолюбие. Внимание к условиям трудовой деятельности. Человек должен быть счастливым - нравственность и возможность служить на благо отечества.

- Оградить молодых людей от вредного валияния семьи. Рекомендации для гимназистов: ленность преодаливается послушанием, воздержанием, бдением и терпением. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык.

- Детей обучать грамоте народным способом.

- Наукой следует овладеть всем членам общества.

4. Особенности методики.

- Сторонник классно-урочной системы: проверка домашних заданий, сообщение новых знаний на уроке. Практика.

- Разработка специальных упражнений. В старших классах публичные выступления. На уроках ученикам можно помогать друг другу. Оценки.

- Предметы. Обыкновенные и дополнительные. Поощрения и наказания. Порядок и дисциплина, убеждение и пример. Не позволять иностранцам учить детей. Во главе школы – только педагог!

- Проблема терминалогии.

5. Заключение.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик. Этот великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а также в педагогике.

Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с препо­давательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6