Ломоносов: заслуги перед русской школой

Заслугой ученого явилось обращение к исследованию проблем человека с позиций материализма, психологии, физиологии и педаго­гики в их совокупности. Именно такой подход, по мнению Ломоносова, позволял получить объективные данные о человеке, которые необхо­димо знать педагогам.

Ломоносов выступал против внедрения в обучение религиозных идей, отвергал их догматизм, осво­бождал науку от воздействия религии, ослаблял ее влияние на народ­ные массы. В письме к И. И. Шувалову (1754) о создании Московского университета, в «Предположениях об устройстве и уставе Петербург­ской Академии» (1764) он обосновал идею светскости образования, отстаивая необходимость получения молодым поколением основ науч­ных знаний.

В исследовании проблем «человек и природа», «человек и обще­ство» Ломоносов опирался на принцип природосообразности. Он счи­тал, что воспитатель в своей деятельности должен руководстоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Отстаивая идею о значении природных способностей в развитии и формировании человека, он писал в «Кратком руководстве к красноречию»: «Что чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали».

Ломоносов выделял природные дарования:

- душевные (речь, мышление, память и др.)

- телесные (физические способности)

По мнению ученого умственные задатки являются доброй землей «к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно .».

В своей педагогической практике Ломоносов «неспособных» выявлял в начале учения. Так, если кто-то из учеников «из-за длительной болезни или по недостатку способностей долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно прояв­лял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпу­стить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы». Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то «следует применить все надле­жащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках».

Ломоносов был убежден, что при­рода ребенка многообразна: «Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно». Он реко­мендовал познавать природные особенности людей различного возрас­та, поскольку «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склон­нее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее при­ведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страс-тьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых». Природные особен­ности детей Ломоносов считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей.

Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом. Среда, общественные потребности, по мнению уче­ного, очень влияют на становление личности.

Материалистическое мировоззрение позволило Ломоносову опре­делить воспитание главным фактором развития человека: « .молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Критичес­кое осмысление воспитательно-образовательных теорий дало возмож­ность Ломоносову проникнуть в механизм формирования личности.

Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес­корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12