Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.

лезет под . . . . кровать

прячет под . . . . кресло

ЧТО ДЕЛАЕТ?+НА+КАКОЙ(-УЮ,-ОЕ)?+КУДА?

накрывает на . . . . стол

наклеивает на . . . . бумагу

смотрит на . . . . дерево

Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе.

В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.

Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5-ти предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине "Весна" и вопросам к ней).

На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней. Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных.

В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ "ВЕСНА"

Какая наступила весна?

Какое небо изобразил художник?

На какое дерево дети вешают скворечник?

В каком ручейке мальчик пускает кораблик?

За какой бабочкой бежит щенок?

В последнем упражнении детям нужно было составить предложения из четырех-пяти слов с данными словосочетаниями: в березовой роще; молодые листочки; на зеленой траве.

Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять, на, дерево, распустились, они, весело, играть.

Учитель помогал учащимся исходя из их индивидуальных особенностей.

Анализируя работы учащихся, можно сделать вывод, что программный материал по теме урока ими усвоен.

Во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала использовались упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа), на дописывание окончаний слов в предложении (4 группа), на конструирование словосочетаний (5 группа) и на конструирование предложений (6 группа). Такая система тренировочных упражнений позволила учителю в различных синтаксических конструкциях закрепить материал изучаемой темы, активизировать словарь детей. Учащиеся выполняли упражнения с интересом, свои ответы старались строить грамматически правильно. Нами было отмечено, что чем увереннее учащиеся были в своих знаниях и умениях, тем активнее они работали на уроках.

Однако, выполняя самостоятельные упражнения, учащиеся 2 и 3 классов нуждались в помощи или подсказках учителя. Характер и виды помощи учителя представлены нами в таблице 18.

Таблица 18:

Виды помощи учителя

Виды помощи учителя

Количество востребованной помощи (в %)

2 класс

3 класс

Дополнительное пояснение задания

30

20

Указание на использование таблиц

20

30

Демонстрация действия (образца выполнения)

20

10

Указание на правильность/неправильность выполнения задания

30

40

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5