Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.
Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений.
Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е.Е.Вишневской.
В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.
Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий.
Таблица 17:
Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков)
| № | Название групп | Кол-во в % | Виды | Кол-во в % | ||
| п/п | упражнений | 2 кл | 3 кл | заданий | 2 кл | 3 кл |
| 1 |
Упражнения на смысловое комбинирование |
7 |
6 |
Постановка вопросов к словам |
50 |
40 |
|
Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы |
25 |
30 | ||||
| 2 |
Упражнения на образование грамматической формы по |
27 |
45 |
Постановка вопросов к словам |
73 |
69 |
|
контексту |
Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы |
7 |
12 | |||
|
Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных). |
- |
6 | ||||
|
Постановка вопросов к выделенным словосочетаниям. |
- |
6 | ||||
| 3 |
Упражнения на конструирование словосочетаний |
41 |
34 |
Постановка вопросов к словам |
8 |
5 |
| 4 |
Упражнения на конструирование предложений |
25 |
15 |
Постановка вопроса к выделенным словам |
14 |
15 |
|
Подчёркивание словосочетаний по вопросной схеме |
36 |
30 | ||||
