Дидаскология

(Сочинение, 1957г., т. 7, стр. 420)

Здесь очерчивается сложный состав пед. Д в ее единстве и целостности. Здесь выражено то общее, что присуще всем конкретным видам пед. Д, но не сводится ни к одному из них.

Проф.

пед.

Д

- разновидность любой соц. Д. и, следовательно, проф. Д м/б полноценно объективно охар-вана в терминах и понятиях общей теории Д (психологической теории Д, которая разработана А. Н. Леонтьевым): мотив и ценностный смысл действий, условия влияющие на выбор способов достижения целей, операционный состав действий и т. д.

Наша задача: выявить специфические особенности этих компонентов в их общей структуре пед. труда.

Начальный этап анализа проф. Д; списание ее функциональной структуры.

Нина Васильевна Кузьмина:

пед. Д складывается из взаимосвязанных внутренних элементов, соотв-ет опред. группе рабочих функций и опред. группе пед. способностей, которые является как инд. формы отражения структуры пед. Д. Она к этим компонентам относит:

1) конструктивные (отбор и композиция учебно-воспитательного и образоват. материла по возрастным и инд. особенностям учащихся, планирование и построение пед. процесса, планирование структуры действий учащихся и своих, проектирование учебно-методической базы образоват. процесса);

2) организаторские (включение учащихся в различные виды Д, в организацию ученического коллектива и превращения его в инструмент пед. воздействия на личность);

3) коммуникативные (установление правильных взаимоотношений педагога с учащимися, коллегами, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить запросы учащихся, правильно понять и оценить эффективность пед. воздействий и перестроить их). Это наметило новый прогрессивный подход к изучению структуры проф-пед. Д. Но! Эти компоненты м/б отнесены к любой профессии. А труд педагога имеет специфическую структуру. Этот недостаток в опред. мере преодолен.

Александр И.

Щербаков

добавил к этим трем компонентам следующие:

информационную,

развивающую,

ориентационную,

мобилизационную,

исследовательскую (гностическую) функции.

Главное место отводится информационной

- исходный момент всей пед. работы. Ее осущ-е опирается на глубинное и свободное владение учебным материалом, методику его преподавания, искусство устной речи . Надо пользоваться средствами контроля для организации обратной связи.

Развивающая функция

отражая единство обучения, воспитания и развития, она обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным, волевым и др. компонентами проф. Д педагога. Последовательное ее осущ-ие приучает ребенка анализировать, обобщать, классифицировать.

Ориентационная функция

определяет содержание ценностных ориентации школьников к природной и социальной среде (активная позиция формирует идеалы, мотивы, ценности).

Мобилизационная функция -

актуализация знаний и жизненного опыта учащихся, формирование познавательной самостоятельности и социоактивности.

Исследовательская функция -

научный подход к проф. Д, выдвигать гипотезу, спроектировать и провести несложный эксперимент, проанализировать свой пед. опыт и других, навыки владения литературой . Это рефлексивный пласт проф. Д педагога, работа педагога приобретает творческий, исследовательский характер. Они связаны в целостной структуре личности педагога и составляют основу его проф. Д. Каждая из отдельных функций в разных классификациях изначально отражает какое-либо действие педагога, но как те они соотносятся между собой и с общей структурой пед. Д, какие ведущие функции, какие подчиненные, какие связаны с общими целями пед. Д, а какие с частными . Для этого нужен анализ целостной структуры пед. Д

Целостное представление о Д педагога можно составить на основе системного подхода.

А. А. Леонтьев: "Д - это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие".

Методология системного анализа предполагает вычленение в объекте не отдельных элементов, а системообразующих характеристик, которые определяют внутреннюю природу, качественное своеобразие изучаемого объекта, характеризуют принципы его построения.

Т. о. пед. Д как система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается объектом пед. Д

Маркова:

"Объект пед. Д имеет двойственную природу.* Это ребенок, учение, человек во всем богатстве его жизнедеятельности.* Это те элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат строительным материалом для формирования личности. Эта двойственность природы пед. Д нередко приводит к тому, что молодой педагог неадекватно понимает предметную сферу своей Д, в центре которой находится человек. Он неоправданно сводит предметную сферу к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что это всего лишь инструмент пед. Д, а не ее суть. Суть - создание предпосылок для развития и формирования личности".

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13