Дидаскология

3) творческий, изобретательный, увлекающийся, менее озабочен, развивает только умения, способности, отношение к учащимся субъективно. Антипод: скушен, традиционен.

В чистом виде встречается редко (доминирующие свойства), т. к. каждая ситуация и личность отличаются одна от другой.

На основе типов создают большое количество моделей. Например:

тип отражен в следующей модели. Эмоциональная сфера - расположенность к обучению, дружба с учащимися, но без фамильярности, умеет слушать и понимать, оптимист, ему доверяют. Познавательная сфера', гармонические способности, здравый смысл, имеет симпатии, хорошо владеет речью и предметом, меньше внимания на предметное содержание, а больше на эмоциональные реакции, ссылается на личностный опыт, к учащимся субъективен, оценивает приблизительно, подбадривает в трудные минуты и т. п.

Теоретически нет единого типа хорошего педагога и нет единой модели его личности.

Хороший педагог тот, кто дает возможность учащимся усвоить больше и лучше, а практически один педагог в различных ситуациях м/б хорошим и плохим.

Т. о. он пытается дать целостную характеристику личности педагога. Пытается создать образ модели личности педагога, включенную в эмоциональную и познавательную сферу, где эмоциональная важнее.

Его исследования не дают четкие рекомендации по отбору молодежи на пед. профессию и затрудняют создание методики по проф. отбору.

Еще занимаются проблемой Мидли, Миллер, Хис

и другие.

Эффективные педагоги отличаются от неэффективного большим числом ЗУНов, возможностей, составляющих продуктивность, профес. общение их.

Мидли:

число проф. умений велико, всеми не обязательно обладать, одни инвариантные (общие) и их должен иметь каждый педагог.

Значение этого подхода: дает гарантию того, что положительно подготавливаемые педагоги могут

выполнять проф. функции, можно избежать и энциклопедизма. И программу экзамена легче составить.

Гуманистический подход к профессиографическому анализу пед.

Д

К.

Роджерс

(индериктивный метод)

Нельзя влиять на клиента, контакт должен основываться на уважении друг к другу (главное правило), к инд. позиции

человека. Это есть и в психологии педагога.

Учитель должен выступать в роли человека, облегчающего обучение и отношения с учащимися, по типу врача и

клиента (на уважении).

"Облегчение обучения основывается на опр. личностных качествах, которые существуют в межличностных

отношениях между фасилитатором (облегчающим обучение) и учеником".

Все обычные средства (умение, стиль руководства, знания, методы обучения) бывают необходимы время от

времени, но взаимоотношений, основанных на человеческих контактах, они не заменяют. Качества (отношения) педагога:

искренность и неподдельность;

оценивание, принятие личности, которое выражается в доверии (объективное и верное);

эмпатийное понимание. На нем развиваются творчество, развиваются обучение - это не оценивающее понимание, а оно основывается на правиле: "Понимаю, что вы чувствуете и думаете, но не анализирую и не осуждаю Вас".

Эффективен тот педагог, который пользуется этим психотерапевтическим инструментарием, дает

возможность сдерживать привнесенные культурой агрессивные черты и развивать гуманистические черты,

заложенные изначально.

Развивая теорию Роджерса, Дэвид Асспи

обращает внимание на важность "равнозначных ответов" обратных реакций (реакция учителя на действия ученика: "Я тебя слышал и понял". Один из главных обратных ответов - эмпапия.

Т. о. Роджерс и Асспи - главное внимание уделили эмоционально-волевой сфере учителя - "аффективным переменным", зачастую в ущерб другим качествам.

Вообще амер. исследователи большое внимание уделяли аффективным сферам (они определяют продуктивность пед. Д). Особенно в связи с изучением продуктивности работы педагога при обучении смешанных и малоэтнических групп.

Сэмюэль Джон:

белые учителя в смешанных классах.

Отзывчивые мягкие педагоги лучше работают с негритянскими детьми. У белых - уверенность в себе, требовательность, владение речью, в отношениях - интересы дела ценят одобрение учителя. Приоритет аффективной сферы мотивируют тем, что от общения педагога зависит достижение учеником целей и они могут меняться, а главное - личность ученика, которая может справиться с новыми задачами.

На западе тенденция: школа - место штамповки индивида и важно общение педагога, контролирующего соц-культурную ситуацию.

Учитель как субъект пед.

Д.

Макаренко: "Моя работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных операций, более или менее для длительных, иногда растягивающихся на год, иногда проводимых в течение 2-Здней, иногда имеющих характер молниеносного действия, иногда имеющих, так сказать, "инкубационный период", когда накапливаются потенциальные силы или действия, а потом оно вдруг приобретает характер открытый. Всякая такая операция представляет очень сложную картину: она должна преследовать главную цель — воспитательное влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь ввиду влияние на данную личность, в-третьих, она должна в какое-то гармоническое положение поставить и меня, и коллектив воспитателей . Конечно, идеально поставленной проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде".

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12