Дидаскология

Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна. Большой интерес - монография.

Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к образовательному процессу:

обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.

Обучение - как наука и как искусство.

Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения.

Следовательно, педагог должен обладать:

знаниями,

артистическими умениями,

личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности Маслоу.

Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные характеристики:

интеллектуальные,

личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную личность. Характеристики, определяющие умение работать:

знание предмета,

владение материалом,

решение задач . в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы педагогов:

интеллект выше среднего,

быть лучше среди учеников колледжа,

любить и стремится понять людей,

умение излагать свои мысли,

обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),

любить учащихся,

быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,

верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей,

любить общаться с людьми,

обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы с людьми.

Исследования с позиции структурного подхода. Адам

Дрейер: проблемы обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям:

личностные качества учителя,

условия обучения,

дисциплинированные воспитанники,

методика обучения,

оценка знаний учащихся,

трудные пед. ситуации,

отношение к пед. теории.

Личностные качества: поставленный голос, обширный словарный запас, коммуникационные умения, отсутствие дурных привычек, выполнение правил личной дисциплины, такт, знание учеников, профес. этика, умение работать индивидуально и в группе, позитивный подход к жизни и учащимся, эмоциональный самоконтроль. Для преодоления ошибок в дисциплинированности учащихся необходимы снисходительность в сочетании со строгостью и разумной требовательностью.

Т. о. Дрейер раскрывает те сущностные свойства личности педагога, которые характеризуют его всесторонне. Отрицательные стороны его модели - отсутствие структурированности, анализа целостной личности педагога. Основная функция учителя все-таки признается — обучение, а воспитание - явно недооценивается. Это дало возможность Дональду Мидлеру сделать вывод:

главное - личностный подход. Его идея легла в основу направления.

В формуле Мидлера нашли идеи пед. неопрагматизма, который популярен в США. Америк. иссл-ли сейчас изучают знания учителя и его влияние на знания учащихся. Они особенно активно поощряют методы утилитарной модификации знаний и образа мыслей в удобном для властей направлении.

Это следствие 60-70-х годов - анархизм. Крепить дисциплину, т. к. рост преступности и вандализма в школе. Охрана в школе, надзор за подростками. Вандализм среди учащихся распространяется и на другие страны. Пед. общественность США обратилась к технократическим направлениям в педагогике, основанные на бихевиористской технике методику модификации знаний. Проблема учителя приобретает иной вид. Учитель - узаконенный "модификатор знаний", социальный инженер. Это тенденция все больше начинает проявляться в России.

21.

09.

99г.

Бельгия. Жельбер де Ландшир.

Особенно важно учитывать, что учителя и ученики - это не пассивные существа, которые могут целиком подчиняться определенным теориям и установлениям. Каждый из них - это личность, в которой есть какие-то доминирующие качества, которые и определяют стиль преподавания в такой степени, что можно выделить определенные типы педагогов.

1) стремящиеся развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы, гибок, не замыкается на содержании изученного материала, непринужденная манера общения, дружеский тон, индивидуальный подход. Антипод: отчужден, эгоист, сдержан.

2) заинтересован в умелом развитии учащихся, строго придерживается содержания учебных программ, высокие требования к учащимся, строгие в проверке усвоения, общение на расстоянии, подход сугубо профессиональный. Антипод: неорганизован, небрежен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11