Дидаскология

Феномен человека явно теснит и отодвигает ранее актуальные области знаний. Всплеск интереса к проблеме человека называется "антропологическим бумом" (конец XIX-началоХХ в. в.).

Сейчас попытка создать общую антропологию как фундаментальную человековедческую дисциплину, т.к. долгое время она не разделяла биологические, пед., псих.вопросы, а рассматривала их в единстве (появление рас, языков, культур, типов умственной Д в отдельных культурах, отношений между человеком и обществом).

Большой материал для антропологии дал ХIХв. Он создал образ человека во всей полноте его материальных, чувственных, духовных, рационально-нравственного бытия.

Середина Х1Хв. Антропология сформировалась как самостоятельная наука. Основные разделы: морфология человека, учение об антропогенезе и поведение

Начало ХХв. Проблематика и задачи усложняются (полное постижение человека):

1) собственно антропология или естественная история человека (эмбриология, анатомия, психофизиология),

2) палеонтология (предыстория: происхождение человека, его самобытность),

3) этнология (распространение человека на земле),

4) социология,

5) лингвистика (образование языков, связи),

6) мифология (религии),

7) медицинская география (климатические и атмосферные явления, их влияние на человека),

8) география и этнографическая палитология,

9) демография (статистические данные о человеке).

Наряду с этими зарождались и новые отрасли человековедения (культурная антропология, религиозная, социальная антропология). Т. о. был сделан вывод о богатстве, многообразии и неповторимости человеческой природы. Было накоплено огромное количество эмпирических фактов, но не было целого образа человека, т. к. уровень синтетический не был достигнут (разные методики, взгляды, подходы).

Попытка представить обобщенный образ человека были: Ф. Гальтон (портрет "среднего человека"). Но это был всего лишь материал о внешних характерах человека.

Ананьев Б. Г., Бехтерев В. М., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н. и др. стремились синтезировать знания о человеке, соединить методы различных наук, выработать относительно целостное понимание человека на базе комплексного подхода к решению его проблем.

Современные подходы изучения человека опираются на научно-гуманистическую концепцию, по которой человек - существо, в которых органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные начала.

Господствовавшая в течение длительного времени марксистская методология привела к развитию ракурса рассмотрения человека.

Ценность человека - эффективность его социального функционирования (набор его социальных ролей, активное включение в решение общественно значимых задач) => Целостный человек рассматривается через призму социальных ориентации.

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия задала специфику антропологии как междисциплинарной области знания.

Пед. антропология - есть часть общей антропологии (научное направление). Возникновение и развитие пед. антропологии существует (как специфическая область человекознания), но она еще не оформилась дисциплинарно (предмет, статус, методология и теория и т. д. надо исследовать).

Становление пед. антропологии у нас происходит на солидном фундаменте отечественной культуры, антропологических традиций и мировой культуры.

Ее задача: изучение закономерности развития целостного человека в целостном образовательном процессе.

Пед. антропология - система знаний о человеке как субъекте и объекте образования, позволяющая осуществлять поиск новых типов образовательных стратегий и технологий.

Разитие педантропологии - условие изменения образовательной политики, развитие новых отраслей пед. знания ( философия образования, социальная педагогика, андрогогика, экономика образования, пед. диагностика и др. отрасли).

Пед. антропология интенсифицирует исследования по:

выявление возрастной динамики воспитательных и образовательных задач, поиск личностно-развитых стратегий и тактик пед. общения, изучение возможностей создания личностно-развивающего образовательного пространства, нахождение условия для становления новых типов учебных заведений, прогнозирование тенденций развития образовательной политики, совершенствование систем управления образовательных учреждений и т. п.

Пед. антропология берет задачу разработать требования к содержанию, форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения инновационных образовательных идей в образовательную практику.

Пед. антропология формулирует основные принципы, которые приобретают статус методологии для всего цикла пед. дисциплин:

1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и системному знанию о человеке,

2) построение образовательного процесса на основе диахронической и синхронической системности личности,

Перейти на страницу: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26