Дидаскология

В пед. ВУЗах на основе типовой учебной структуры пытаются развить творческую индивидуальность, не занимаясь ею как таковой. Отсюда, становится нбх-ой разработка личностно-ориентированной технологии пед. образования.

Мера эффективности этих технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек (студент, слушатель ) в его многообразной субъектности и субъективности (проф-псих. особенности будущего педагога, перспективы их развития или угасания)

Отсюда, приоритет субъектно-смыслового обучения, по сравнению с обучением информационным, и формирование множества субъективных картин мира. Диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, диалог, включение уч. задач в контекст жизненных проблем, решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Индивид. творческий подход преодолевает массово-репродуктивный характер пед. образования, выводит на личностный уровень, обеспечивает формирвоание творческого индивида, развитие пед. взглядов и идеалов, развитие неповторимой технологии деятельности, авторского мышления и т. д.

Следовательно нбх-о переходить на индивид. учебные планы и программы проф. подготовки, где д/б выделены личностные блоки: мировоззренческий, проф-ценностный, образовательный, операциональный. Они позволят перейти на гибкие модели организации уч. процесса, который будет личностно-значимым, мотивационным и коррекционным. Такое избирательное влияние образовательного процесса на личность в целом.

Проф-личностное развитие студентов должно сопровождаться формированием творческого опыта Д.

Полисубъектный, диалогический подход,

который предполагает иные структуры взаимодействия преподавателя и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания стимулирующей роли преподавателя, добровольное стремление учащихся подражать ему.

Технология контекстного обучения.

Вербицкий А.

А.

Суть - последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами проф. Д с помощью трех типов взаимосвязанных моделей.:

семиотическая, имитационная, социальная.

В своей совокупности они образуют обобщенную динамическую модель перехода студентов от учебной к проф. Д.

Весьма перспективной является и технология открытых систем интенсивного обучения,которая предусматривает:

1) нелинейное структурирование проф. обучения, которое позволяет независимо от формы организации обучения организовать обучение по индивид. программам, обеспечение каждому студенту разумное и экономное использование его физических и психических способностей, отбор материала, форм и методов работы.

2) отказ от линейной структуры в организации сети организационных потоков во всех случаях, которые она не продиктована учебной нбх-стью,

3) увеличение плотности учебной информации, внедрение активных методов обучения,

4) увеличение удельного веса тех форм организации уч. занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условий для протекания процесса взаимодействия студентов в достижении целей обучения,

5) разработка и внедрение в учебный процесс механизмов обучения.

В высшей пед. школе получают признание индивид.

технологии на базе персонального компьютера.

За счет создания единого индивид. пространства появилась возможность сократить время на аудиторное занятие. Информационно-компьютерная поддержка.

Пробивает дорогу акмеологический подход

(вершин жизни, мастеров) к проф. мастерству. Эта технология ориентирована на раскрытие псих. резервов и личностного потенциала профессионала. Т. о. прогресс пед. образования закономерно связан с творческим использованием исторических традиций и пед. опыта, обновлением идеологического содержания, технологий пед. образования. Все это делает его приоритетным направлением гос. политики.

Антропологический подход к пед.

образованию.

В дни ЮНЕСКО Федерико Майор (генеральный директор):

"В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, стать активным членом общества, искателем правды и ее выразителем, стать способным помочь каждой общине, обществу сделать шаг к лучшей жизни."

Особенности и возможности образования можно выявить при рассмотрении фундаментальных философских проблем: например, проблем гегелевской трактовки природы образования, которая строится на основе понимания индивидуального "я", как укорененного во всеобщем.

В культуре и социуме осуществляется два встречных процесса, из которых складывается образование:

1) (по Гегелю) подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, то человек от природы желает того, чем он должен стать,

Перейти на страницу: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22