Дидаскология

П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения".

"Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой".

рост ребенка - физиолог,

его - психолог,

связь их — педолог.

Т.

о. свойства ребенка во всей их полноте и связях.

Синтезирующей идеей всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны".

У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических извращениях в системе наркомпросов".

Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах государствах.

Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет, принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое (неквалифицированные методы диагностики).

Главная цель педологов

- изучение воспитанников с помощью разнообразных исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги).

Блонский:

педология должна находиться в центре школьной работы, быть не только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом, психологом

1960-е годы -

вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это связано с именем Б.

Г.

Ананьева.

Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса (личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания".

Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими условиями общественной жизни.

Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального индивид. развития человека является формирование индивидуальности.

Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности.

Ананьев согласен с Ушинским.

Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий возможностям и потенциалам развития ребенка).

Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между воспитанием и развитием человека.

Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста".

Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и . типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства".

Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадии детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий".

Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".

Основные законы педологии:

("Педологический журнал",! 923 г, №1)

1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть взрослый в миниатюре,

2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов, согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено одновременным действием наследственности и среды,

3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение,

4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в сокращенном виде развитие всех его предков,

5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка: рост детей идет неравномерно,

6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия развития ребенка соотв-ет

лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что некоторые законы бесспорные, другие вероятные.

Бесспорные истины педологии (Блонский):

1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство. Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%. Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о. чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий, особенно если она более примитивна.

2) Детство - возрастное развитие.

Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем быстрее темпы развития.

Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24