Краткая биография. Становление мировоззрения

Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском университете складывались под воздействием двух основных направлений; идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, та­лантливым пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного учения об органиче­ской природе, представленного в университете выдаю­щимся русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было преобладающим. И объясня­лось это прежде всего социальной атмосферой, точнее - социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений есте­ственных наук, явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии», существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов, о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром и ре­альным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила естествен­ные науки необходимого для них содействия философии» (

III

,

351).

Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оста­вила заметный след в его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и в его тео­рии нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и морали, наделение рели­гии моральной санкцией. Ушинский оставался верен самому распространенному предрассудку эпохи — пре­увеличению моральной значимости религии (особенно пер­воначального христианства), предрассудку, которого не избежали даже многие представители домарксового мате­риализма, абсолютно не принимавшие религии, « .хрис­тианство,— писал, например, Л. Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о нрав­ственности»[4].

Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д. Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «услов­на», что церковь, государство и общество «берут из мора­ли» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» (X, 345).

Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем более эффективен и перспективен их научный выход.

Перейти на страницу: 1 2