Исправление речевых ошибок.

3 класс. Тема. Три склонения имен существительных. [10,55]

Составьте по три словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда? Укажите склонение, падеж. Выделите окончания, подчеркните предлоги

Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ.

Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в работе по культуре речи. «Показаны те примеры, которые предоставляют богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка». [40, 34]

Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [32, 281]

1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.

«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

Под голубыми небесами,

Необозримыми коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

2. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока.

3. Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Подобные упражнения имеются в учебнике «Русский язык» 2 класс [9, 52], тема «Состав слова». Приведем пример: «От слов летел, кричал, вез, крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки.

Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [9, 49]

4. Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.

Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.

5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т. д. Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать…

Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообразие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников.

Выводы по главе 2.

Констатирующий срез показал, что типичными речевыми ошибками второклассников являются.

1. Ошибки в построении предложений.

2. Повторы одних и тех же слов.

В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5